Володар "Оскара " Мартін МакДонах на Одеському Фестивалі Театрів "Молоко".

Ірландська комедія «Каліка з острову Інішмаан» Мартіна МакДонаха учасник Одеського фестивалю театрів «Молоко»  у виконанні Рівненського академічного українського музично-драматичного театру.

 

П’єси Мартіна МакДонаха – ірландеця за походженням, що народився в Лондоні ставили і в рідному Лондоні, і на Бродвеї. Слава та численні нагороди посипались на МакДонаха несподівано. Мартін отримав «Оскара» за короткометражку «Револьвер», поставлену за його власним сценарієм.

 «Каліка з острова Інішмаан» - комедія - перша п’єса з трилогії про Аранські острови, яка також включає в себе п’єси «Лейтенант з острова Інішмор» і «Привид з острова Інішер».

Режисер-постановник – Народний артист України, лауреат Національної премії України імені Тараса Шевченка - Володимир Петрів.

Ось що пише про виставу український провідний театральний критик Олег Вергеліс:

«Спектакль (из Ровно) о крикливых идиотах, населяющих Остров Невезения в черной комедии Мартина МакДонаха, — внутренне тихий, трепетный, местами пронзительный. Знаменитого ирландского драматурга, циничного сентиментального пересмешника, в Украине только-только начинают смаковать. Только начинают к нему подбираться …

Внутренняя жизнь ровенской истории на основе МакДонаха, на мой взгляд, совершенно индивидуальная, предполагающая собственные законы и особенности. У МакДонаха (во многом) трагическое рождается из комического, соответственно, комическое — внутри трагедии, а абсурд — внутри всего. В ровенском "Калеке" (режиссер Владимир Петрив) трагическое и комическое возникает (одновременно) — из обыденного. Из повседневного. Из того, что мы понимаем под словосочетанием "ход времени". Само Время в этой сценической истории остановилось. На проклятом ирландском острове, где взрослые — как дети, а дети — как взрослые (попросту, многие из них — идиоты, имбецилы), счет времени потерян и необязателен. Посему Время это (в том числе и сценическое) течет как жидкость в капельнице. Капля за каплей. Никуда не спеша. И редко кого исцеляя. Стеснительный калека Билли (актер Игорь Николаев), пребывает в компании оглашенных веселых соплеменников-островитян (Хелен, Кейт, Эйлин, Джоннипатринмайк, Бартли и другие). Ощущая и свое родство с ними, и свою же отстраненность от них.


Нетрагическая порченность этого Билли — лишь внешний фасад. Его скрюченное тело, его сбивчивая речь (он, ко всему, еще и заика). Во всем остальном — в том, что трепыхается глубоко-глубоко под лохмотьями — он свят, чист и ничем не испорчен. Но не наивен. Билли (каким играет его актер Николаев) — калека умный и проницательный. Может быть, даже притворяющийся посреди своры идиотов-островитян робким дурачком с целью — выжить, удержаться в седле. В каждом из них, тех, кто презирает его и тех, кто скрыто сочувствует его немощи, живет сплошной идиотичный сумбур. А в нем самом, в этом Билли, живет музыка. Мелодия грусти, мудрости и затаенной великой Мечты. Их мир — жалкий заброшенный остров, откуда нет выхода. А его "остров" (необитаемый) — огромный мир внутри большого собственного сердца. Поэтому ему и нет разницы, куда уезжать и куда возвращаться.  Это маленькое несчастье (подобие мужчины с руками-обрубками и ножками-шурупами) придумало для себя "любовь" к разбитной Хелен. Должно быть, как средство от скуки, как способ убийства своей вынужденной вселенской тоски? И уж, поскольку сам постановщик (добрый человек) очень любит своего героя, финальное "исцеление" Билли (он выпрямляется, как тополь на Плющихе) — не столько посредством любви, сколько посредством некоего авторского (и драматурга, и режиссера) императива.


Этот спектакль такой же, как и его главный герой — грустный, щемящий, наполненный болью, в чем-то возвышенно старообрядный. В самом МакДонахе он (спектакль) привечает слой гуманизма, соседствующего в этом же тексте рядом с другими интересными словами. А в герое МакДонаха он (спектакль) видит не юродивого, а скорее — юродствующего (почувствуйте разницу), поскольку на проклятом острове нет календаря, время течет сквозь пальцы, а вокруг, повторюсь, сплошные тролли... »

Больше читайте здесь: http://gazeta.zn.ua/CULTURE/slova-makdonaha-muzyka-nikolaeva-_.html

Читай також

comments powered by Disqus