«Это не подачка, это игра, в которую играют харьковчане» - мнение администратора одного из ресторанов Харькова, где с недавних пор каждый волен «открыть свои ладони» незнакомцу, угостив его чашечкой кофе.
Вооружившись фотоаппаратом, я отправился на своего рода социологическую разведку в харьковские кафетерии, закусочные и рестораны с целью поиска адекватной интерпретации инициативы «Открытые ладони».
«Подвесить кофе» в Харькове вы сможете в заведениях общепита самого разного рода. Начиная от булочных, ориентированных на случайных прохожих с самыми демократичными ценами, продолжая традиционными, экзотическими кофейнями и заканчивая ресторанами. В каждом их них при входе вас встретит символ инициативы и «подвешенное меню». Остается только спросить – «мне что-нибудь оставляли?».
Опрометчиво при этом было бы заявить, что в каждом заведении, подхватившем инициативу, наблюдается одинаковая ситуация. Разные уровни потребления и разные аудитории являют и различное объяснение этого «благотворительного предприятия», а в буквальном значении – творение блага. Незатейливое по форме благо-творение содержательно выражается в трех мощных эмоциональных спектрах – уюта доверия, задора и веселья игры, и, наконец, комфорта открытости. Все они присущи каждому месту, однако в разной степени.
«Играет» чаще всего ресторанная публика, причем играют, как правило, постоянные клиенты, чаще подвешивают и реже берут. Забава богатых рождает излишек, в меню полно подвешенных позиций. Нередки случаи, когда «за раз» оставляют по три наименования продукта. Это, в свою очередь, динамизировало процесс нормотворчества, впитавшего в себя специфику «местного контекста». За небольшое время запуска инициативы определилось важное правило игры: одна позиция в одни руки – следствие фактов злоупотребления отдельными харьковчанами щедрости и заботы других. «Подвешенный кофе» расценивается как акция для тех, кто лучше всего уловил материальную сторону игры… «Всё-таки - это Украина, народ у нас предприимчивый» - объясняет администратор одного из заведений.
В «местах попроще», в кафе, я услышал такое представление об инициативе: «Есть хороший жизненный принцип – делать подарки, вот что это такое. Принцип, соблюдение которого обеспечивает позитивом как дающего, так и берущего, не оставляя, конечно, в грустном настроении и нас».
«Места бойкой торговли», булочные, в меню размещают такие позиции как батон, печенье, в общем, такой себе набор к чаю на самый ординарный вкус. Что еще интересно, активность в этих местах поутихла, сейчас подвешивают не часто, в сравнении с первыми днями нововведения.
Вырисовывается довольно увлекательная картина, написана яркими эмоциями и щедрым ароматом кофе. Безусловно, каждый участник инициативы играет в подвешенный кофе по-своему: формальная акция, анонимный дар, городская игра, удачный PR и просто прикольная идея.
Что я сам по этому поводу думаю? Инициатива «Открытые ладони», как по мне, прекрасный пример синтеза городского, социального и культурного направлений в плане возрождения старой доброй харьковской традиции - благотворительности. С одной только поправкой, сегодня это дело рук не столько меценатов-сахарозаводчиков, сколько простых харьковчан, для которых, хотелось бы верить, это станет не просто упражнением в создании хорошего настроения, благородного образа или милой затеи, но превратиться в общегородской проект коллективного авторства. Подвешенный кофе может сыграть важную, но не главную роль. Приоритетами этого проекта может стать как и городское проектирование, так и здравоохранение, социальная помощь и политическая дипломатия и многие другие сферы общественных интересов. Кофе в действительности в силах активизировать саму харьковскую общественность, которая сможет использовать новую форму общественного пространства, создавая своего рода «общие места» и «общие вещи», которым она не только пользуется, но и обладает.
Все это может привести к созданию гражданской карты опорных социальных точек. Ранее они были неизвестны - ни муниципалитет, ни гражданские организации, ни социологи никогда бы не поверили, что Харьков способен «подвесить кофе». Однако «нарисовался» Зураб Аласанья [редактор http://www.mediaport.ua, взявший под свое крыло распостранение инициативы - ред.] и нарисовал для нас кофе – очертил неслыханную доселе перспективу: бизнес и социум, оказывается, могут быть партнерами на равно-приятных основаниях.
СПРАВКА «Подвешенного кофе»
Спустя двух месяцев инициатива «Подвешенный кофе» разлетелась по 26 городам. Более 70-ти заведений по Украине сегодня предлагают эту услугу. Среди самых добрых городов сегодня значатся: Харьков — 18, Ужгород — 16, Киев — 7, Симферополь — 6, Ивано-Франковск — 5, Житомир — 2,Одесса — 2, Полтава — 2, Скадовск — 2, Чернигов — 2, Бердянск — 1, Белгород-Днестровский —1, Винница — 1, Днепропетровск — 1, Донецк — 1, Калуш — 1, Каменец-Подольский — 1,Кирилловка — 1, Коломия — 1, Краматорск — 1, Луганск — 1, Львов — 1, Севастополь — 1,Тернополь — 1, Феодосия — 1, Ялта — 1. БОЛЬШАЯ ИДЕЯ попросила жителей Симферополя, Ужгорода и Киева проанализировать инициативу в своих городах.
СВЕТЛАНА ЗЕЙКИНА: Уже около месяца акция длится в «Кофеине» (харьковская сеть). В день есть примерно три-четыре заказа, причем не только кофе/чай, особой популярностью пользуются блины и салаты. Расходятся подвешенные заказы в течении часа после подвешивания. Есть постоянный клиент, который каждый день пьет подвешенный кофе. Иницивтива интересна разной публике, начиная от студентов и заканчивая местными депутатами (они «подвешивают»).
САША СМЕТАНЕНКО: Тижневі дані (з 12 по 20 грудня) з кав'ярні «Бабуїн» та кафе «Варенье». У Бабуїні за тиждень було підвішено 4 «Рудих Бабуїна» (грог) та 2 «Червоних Бабуїна» (грог іншого виду). За цей час 1 позиція залишилась незнятою. У кафе «Варенье» за тиждень підвісили 3 какао, 2 лате-какао, 1 печиво, 1 американо. Було знято 8 позицій, включаючи 1 паніні та 1 чай, завішені з минулого тижня.
ТЕТЯНА СМРІГА: Сказали, що за тиждень 2-3 кави лишають. Забирають її старші люди, пенсіонери. Дехто приходить саме заради цієї кави. Тут треба розуміти закарпатську особливість - ми всі кавові наркомани, для нас кава реально культ, більше такого масового поширення цієї наркоманії в жодній області не зустрічала.
ДМИТРИЙ ЗАЕЦ, социолог культуры, впряжен в поле профессиональных интересов: публичное искусство, память сообществ, гражданский активизм в режиме современного модерна.