Скульптурное явление

Скульптурное явление

96 7 хвилин хв. читання
7.06.2012

Ботанический сад им. М. Гришко превратился в выставочное пространство, на котором разместились 5 известных произведений современности и 15 конкурсных работ.

НАСЛЕДСТВЕННАЯ МАНТИЯ, Суй Цзяньго

 

Начало лета стало временем для самых масштабных украинских событий в сфере современного искусства. В конце мая стартовала первая киевская биеннале Arsenale, а уже 2 июня искусством была освоена новая киевская территория. Ботанический сад, ландшафт которого за время существования был отмечен только архитектурой Выдубецкого монастыря, оранжереями и фонтаном, стал площадкой для первого в Украине фестиваля современной скульптуры Kyiv Sculpture Project.

В этом году фестиваль был открыт специально накануне Евро-2012, хотя организаторы и задумывали проект несколько лет назад. Директор ботанического сада Наталья Васильевна Заименко на официальном открытии обмолвилась, что темпы были недетские и что она очень рада, что все сложилось успешно. Мы тоже рады. И даже готовы простить ржавый прицеп-бочку и палатку с вещами охранников, которые в первый день работы фестиваля соседствовали со скульптурами Основного проекта. Но до официального открытия все и правда утряслось. 

У входа в городской сад, где всех посетителей встречают волонтеры, нам не дали никакой карты, листовки или путеводителя, но очень искренне руками указали дорогу к скульптурам. Найти Специальный проект было несложно. И пока фотограф уговаривал охранника «пиджаков Мао» китайского художника Суй Цзяньго, помочь искусству и немного попозировать, я села на траву и наблюдала за свадебной процессией. Ее участники никак не могли сходу сообразить, как им всем поместиться внутри хрупкой 8-метровой скульптуры «Дом знаний» всемирно известного испанского скульптора Жауме Пленсы. Впрочем, об авторстве и важности изваяния они, кажется, не догадывались. 

Скульптуру «Некто и нечто» ирландки Евы Ротшильд, создательницы дивных форм, больше всего облюбовали дети. Вероятно, потому что им намного проще, чем взрослым, придумать назначение чему угодно. Интерпретировать же содержание скульптуры даже украинские кураторы старались поближе к пресс-релизу. Потому как непросто. Одна из знаменитых «обезглавленных» фигур польской художницы Магдалены Абаканович, отсылающая зрителя к сложному периоду в истории Польши, который пережила автор, и скульптура «Широкий пассаж» англичанина Найджела Холла, вдохновленного пейзажами и ландшафтами, увиденными во время путешествий по миру, расположились здесь же вдоль аллеи. 

ДОМ ЗНАНИЙ, Жауме Пленса 

ЗВЕЗДНЫЙ ШАР, Колин Роуз

РОЗА ВЕТРОВ, Алексей Золотарев

LOVE (CMYK version), группа Pprofessors

ПУГОВИЦА, группа Гревис

ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ, група Ubik.

МЕСЯЧНЫЙ, Карин ван дер Молен

© Biggggidea.com, фото — Коли Степанца

 

Эти пять работ значимых современных скульпторов составили Специальный (внеконкурсный) проект Kyiv Sculpture Project, став главным его украшением и придав всему событию особой весомости. Для украинцев (даже киевлян), находящихся где-то на периферии культурной жизни Европы, практически не имеющих достаточного зрительского опыта, это событие стало ожидаемым и  важным. Скульптуры привезли в Киев из Йоркширского скульптурного парка, крупнейшего парка скульптур в Европе, одного из партнеров украинского фестиваля в этом году. Задумали и организовали этот масштабный проект фундация «Спільна Мета», Kadygrob&Taylor Art Projects и Yorkshire Sculpture Park. Фестиваль многообещающе планируют проводить раз в два года без государственной финансовой поддержки. В рамках проекта Kyiv Sculpture Project (KSP) также предложил и интересную образовательную программу. На протяжении всего месяца можно посещать разнообразные открытые мероприятия: лекции, презентации, мастер-классы от участников фестиваля, экскурсионные туры в сопровождении кураторов проекта, а также специальные творческие занятия и экскурсии для детей. 

Немного поблуждав в хвойных зарослях, мы вышли к березовой аллее, приютившей Основной конкурсный проект KSP, в который вошло 15 работ: 9 украинских и 6 зарубежных авторов. Хорошо то, что украинские участники фестиваля смогли воплотить свои идеи без ограничений и получить грант на изготовление скульптуры или инсталляции в необходимом размере. Но надо признать, расположение скульптур Основного проекта более чем удивило. Площадь ботанического сада – 130 га. Но 15 работ, разных по содержанию, настроению и материалу, втиснулись на 2-х га Березовой рощи, чуть не задавив друг друга. Сквозь дырочки инфантильной гигантской «Пуговицы» совместного украино-израильского авторства, объединенного группой GREVIS, удобно рассматривать не только киевский пейзаж, но и работу Жанны Кадыровой «Ракушка» – моллюскоподобную, зловещую, но ни в чем не повинную конструкцию из черепицы. Отражение этой же безжизненной пуговицы, «перебивающей» ритм всех остальных скульптур, без труда можно увидеть в зеркальных «Точках росы» украинки Екатерины Бучацкой, которые как будто стекают к заземленному памятнику «ностальгии по детству». 

Дальше взгляд упирается в скульптуру «Явление» Степана Рябченко (Украина) – пятиметровую ярко-желтую фигуру необъяснимой формы, инородность которой приятно вписывается в пейзаж. В нашем случае главное – смотреть только на нее, не поворачивать голову ни вправо, ни влево, иначе коммунальное соседство остальных скульптур и инсталляций разрушит весь эффект. В двух шагах от нее, в вигвамах из разрушающегося гипсокартона в агонии и хаосе погибают остатки офисной жизнедеятельности и рутины корпораций. Это инсталляция украинца Алексея Сая «Покинутая стоянка корпоративных кочевников». Разложение, опустошение и упадочность офисных орудий труда, поработивших человека, по-декадентски красиво выглядит на фоне райских кущ ботанического сада и меланхоличных берез – торжество первобытности над удушьем цивилизации.

Совсем рядом (стоит только обернуться), практически над горой «окаменевших» реликтов современной цивилизации, названной украинским коллективом художников ubik «Законами природы», нависает работа «Лунный» – огромный шар из сена, исполненный скульптором Карин ван дер Молен (Нидерланды). Так что, похоронив компьютеры, фотоаппараты, мобильные телефоны и прочие гаджеты – совершив своего рода «Великий отказ» (как философски рекомендовал Г. Маркузе) и сделав выбор в пользу природы, можно здесь же просунуть голову в специальное отверстие в шаре, вдохнуть запах полей и больше ни о чем не волноваться.

Неким странным образом в первый день фестиваля композиция австралийской художницы Салли Кидалл «За столом: удобно ли нам сидеть? ІІ», представляющая собой завернутые в полиэтиленовые мешки стол и стулья, на которых растет трава, сочеталась со стоящим рядом пластиковым креслом, с висевшей на нем курткой охранника. Концепт в полной мере. Отдельное внимание к себе привлекают травяные «коврики», специально подсаженные у основания почти каждой скульптуры. На фоне местного слегка вытоптанного разнотравья эти правильной формы искусственные фрагменты с газонной травой выделяются и вызывают не меньший интерес, чем сами работы художников.  

Где-то среди деревьев спряталась «Роза ветров» Алексея Золотарева (Украина), и – то ли как бонус к ней, то ли нет – почти потерялся в траве у ее подножия маленький, с зеркальной металлической поверхностью, «Звездный шар» англичанки Колин Роуз. Пока мы с фотографом наблюдали свои расползающиеся по нему отражения, мимо нас проплыла прилично одетая дама преклонных лет и, глядя как бы сквозь нас, томно произнесла куда-то в пустоту: «Скульптуры Родена на Елисейских полях выглядят намного интереснее…» 

Работы Основного проекта до конца месяца будут соревноваться за главный приз фестиваля – 6 тысяч евро. Лучший молодой автор получит возможность пройти практику в студии одного из ведущих мировых скульпторов. Предусмотрены также специальные призы – 3 тыс. евро и приз зрительских симпатий от читательниц журнала Marie Claire (победителя определят онлайн голосованием на странице журнала в facebook) в размере 2 тыс. евро. Призом от Yorkshire Sculpture Park станет резиденция в Йоркшире.

Прогуляться скульптурным парком можно до 2 июля в Национальном ботаническом саду им. М.М. Гришко НАН Украины (ул. Тимирязевская, 1).

 

Зрозумілі поради, завдяки яким бізнес зможе вийти на краудфандинг, а значить залучити ресурси, підвищити впізнаваність свого бренду та зростити спроможність команди.

Наша особиста гідність співзалежна з гідністю нашого оточення. Не можна бути гідним чи гідною окремо від усіх