Книги, которых не прочесть

Книги, которых не прочесть

115 4 хвилини хв. читання
11.10.2012

Особый формат — книги, созданные художниками — был представлен в проекте «Книжный обед» на II международном фестивале «Книжный Арсенал».

 

Утром позвонила художница Алевтина Кахидзе и предупредила:

— Катя, мы тут очень, очень устаем, поэтому если вдруг потеряемся, то встречаемся в восемь пятнадцать у входа в Арсенал.

Стенд «Книжный обед» под номером Е 58 представлял собой столы, сколоченные из ящиков и листов фанеры, которые прямоугольником окружали Алевтину Кахидзе и Катерину Свиргуненко — организаторов проекта. На столах разложены книги, созданные художниками. Внезапно к стенду прорывается огромный белый медведь, хватает коробку с белыми перчатками и принимается стучать ею по фанере, задевая книги. Алевтина вскрикивает, бежит к медведю, выхватывает у него из лап коробку и, пытаясь перекричать посетителей гулкого Арсенала, просит аниматора увести медведя от стенда. Аниматор смеется, но медведя уводит.

— Я почему тебе сказала, что мы устаем — видишь, что тут происходит, — говорит Алевтина. — А вчера кто-то украл со стенда книгу Олега Грищенко.

— И что он?

— Обрадовался! К счастью, у его книги много оттисков, и он принес нам новый экземпляр. А вот если бы кто-то украл, например, «Арабески» Гамлета [Зиньковского, художника], он бы нас, наверное, расстрелял. Да, точно. Убил бы не раздумывая.

«Книжный обед» — это арт-проект, появившийся в 2007 году. Алевтина и Катя, художницы, много путешествовали и однажды в разговоре придумали книгу, составленную из серии открыток: на каждой из них размещалась фотография, сделанная Катей, а на оборотной стороне — ответы Алевтины на вопросы фонда, который оплачивал ее перелет в одной из поездок. Так возникла идея собрать в одну экспозицию книги, сделанные художниками, и эта идея была реализована в 2008 году в Центре современного искусства при НаУКМА в Киеве.

А буквально за месяц до II международного фестиваля «Книжный Арсенал» один из его кураторов Оля Жук предложила художницам сделать «римейк» «Книжного обеда», только уже на платформе Мистецкого Арсенала. Они согласились и стали обзванивать художников, чьи книги участвовали в выставке 2008 года, и отбирать новые творения.

На «Книжный обед» планировалось «подать» только те книги, которые не являются арт-объектами. Но книги, созданные художниками — тем более в контексте современного искусства, — сложно назвать просто книгами. В экспозицию вошли и сборники фотографий из путешествий, и пустая книга (Анна Звягинцева), и книга-календарь (Тамара Злобина и Елена Мироседина), и ворк-бук Бориса Михайлова, и альбом, посвященный серии перформансов в киевском Национальном художественном музее… Собственно, перечислять их, пожалуй, нет никакого смысла, поскольку книги эти, как и художественные объекты в целом, неотделимы от того пространства, в которое их поместили. Каждая из книг, представленных на «Обеде», — очень личное высказывание художника, и соприкоснуться с их мыслями, мечтами и взглядами можно было только «здесь и сейчас». Правда, для того чтобы вникнуть в некоторые из них (как, например, книга Михайлова), одного дня мало – такие книги требуют вдумчивого подхода и спокойной обстановки, а вот последнего на «Книжном Арсенале» как раз не хватало.

— Самые часто задаваемые вопросы: что это у вас такое интересное? И сколько стоит? – говорит Катерина Свиргуненко. – Ведь правда, многие из этих книг хочется забрать себе.

Вот и медведь, наверное, хотел.

— Вообще, за те четыре года, что прошли с момента «Книжного обеда» в ЦСИ, многое изменилось, — продолжает Катя. — Гораздо больше людей стало понимать, что это за проект, что за книги такие. В этом смысле наш эксперимент удался.

Впереди — новый эксперимент и новый вопрос: как сделать так, чтобы эти книги, эти личные художественные высказывания увидели люди, не попавшие на «Книжный обед»? И следующий вопрос: а нужно ли?


Участники «Книжного обеда-2012»


Иван Базак, Анатолий Белов, Лариса Бабий и Константин Стрелец, Артур Белозеров, Оксана Брюховецкая, Станислав Волязловский, Владислав Голдаковский, Татьяна Горюшина, Олег Грищенко, Михаил Доляновский, Анна Звягинцева, Гамлет Зиньковский, Тамара Злобина и Елена Мироседина, Роман Минин, Наталия Зотикова, Алевтина Кахидзе, Анна Киселева, Алина Копица, Оля Ланько, Тарас Лютый, Василий Лозинский, Павел Маков, Борис Михайлов, Сергей Попов, Владимир Радлинский, Николай Ридний, Алексей Романенко, Анна Санина, Катерина Свиргуненко, Анатолий Слойко, Кристина Соломуха, ЦККК (Центр Коммуникации и Контекста Киев), Юлия Толмачева, Ярослава-Мария Хоменко, ЕЦСМ «Чайная Фабрика», Владислав Ченцов.


© Biggggidea.com | Фото Колі Степанця


Автор
writer journalist socialworker

Зрозумілі поради, завдяки яким бізнес зможе вийти на краудфандинг, а значить залучити ресурси, підвищити впізнаваність свого бренду та зростити спроможність команди.

«Ми стадні тварини і залишаємося ними тому, що в стаді маємо більшу силу. Поодинці ми мало чого варті. Ні як поодинокий хуліган, ні як поодинокий чернець, ні як поодинокий солдат. У всякому разі, у більшості випадків. Тому ми об’єднуємося наперекір всьому неоліберальному прагненню до індивідуалізму».