Геймификация образования: заигрывание перед детьми или мотиватор к познанию?

Как-то у меня случился разговор с одним моим преподавателем, которого лично я считаю одним из лучших лекторов в нашем университете, к тому же этот человек известен также своими научными разработками. Редкое сочетание, если честно: обычно или хороший преподаватель, или хороший ученый.

Я с горящими глазами рассказывала, что современных детей нужно учить через развлечения, что современные дети другие. Это было полтора года назад, и я уже знала, что буду развивать проект «Весёлая наука» в городе Запорожье, и имела 5 летний опыт проведения научного кружка для дошкольников и младших школьников. На что мне сказали, что это ерунда, и что ребенок, приступая к обучению, должен повесить на стул … полотенце. Знаете, зачем? Чтобы вытирать пот.

На самом деле большинство преподавателей считает, что знания просто так не даются и упорный труд – вот что приведет к цели. Знания – для избранных, нечего облегчать страдания тех, кто за ними пришел. Но человек хочет делать то, что приносит ему радость и удовольствие, а система образования в школах и ВУЗах далеко не всегда основана на этой мысли.

Сейчас, через полтора года после нашего разговора, я уже не думаю, что обучение должно быть только через фан. Правда где-то посредине. Вау-эффект, интересный кейс, яркий эксперимент, игра могут и должны привлечь интерес ребенка к науке, но для победы в международной олимпиаде, конечно, понадобится упорный труд.

Использование игры в обучении - конечно же не новая идея. Еще К.Д. Ушинский рекомендовал включать игровые элементы в учебный монотонный труд детей, чтобы сделать процесс познания более продуктивным. За счет игры мы можем сделать скучные занятия интересными, сложное – простым. Кроме того, игровые элементы могут существенно усилить мотивацию.

Ю Кай Чоу является ведущим разработчиком игровых механик. В начале жизни он осознал, что игры приводили в восторг людей, но они не были продуктивными и вызывали лишь эмоциональные потрясения, как хорошие, так и плохие. Он стал одержим тем, как сделать игры более продуктивными и одновременно как сделать жизнь более увлекательной. С тех пор он создал множество игр на основе внедрения новых технологий. Ю Кай Чоу считает, что мотивацию человека, участвующего в игре, поддерживает и усиливает восемь факторов:

  1. Чувство собственной значимости, миссия;
  2. Достижение, стремление к лидерству;
  3. Самосовершенствование, раскрытие творческого потенциала, «прокачка навыков»;
  4. Чувство владения и накопления, «я собственник!»;
  5. Социальное давление, дружба, конкуренция;
  6. Ограниченность ресурсов, нетерпеливость;
  7. Тайна, сюрприз, непредсказуемость, любопытство;
  8. Избегание негатива, размеренность, безопасность.

В этом ролике Ю Кай Чоу объясняет некоторые способы, с помощью которых геймификация используется в разных сферах жизни, а также может быть использована в будущем, чтобы сделать мир лучшим, более устойчивым и более интересным местом.


На мой взгляд, будущее за разработкой полноценных образовательных игр, комбинирующих познание и развлечение. Собственно говоря, наша игра «Тайная экспедиция» и есть попытка объединить в одной коробке активности, которые нравятся детям: квест, опыты, поделки с обучением.

Прекрасными примерами уже реализованных игр являются:

- SimCity 

Суть игрового процесса сводится к созданию города, развитию жилых и промышленных зон, строительству инфраструктуры и сбору налогов для дальнейшего развития города. В игре, как и в реальном мире, важно повышать уровень жизни населения и поддерживать баланс между разными секторами, в противном случае населённый пункт может прийти в упадок и даже обанкротиться.

- Geniverse 

Игра для старших классов, в которой нужно изучать законы генетики для того, чтобы вылечить больного дракона. Студенты в игровой форме узнают, что приводит к генетическим заболеваниям. 

- FoldIt

Онлайн-головоломка про сворачивание белка. Задача игрока — наилучшим образом свернуть структуру выбранных белков. Лучшие пользовательские решения анализируют ученые. В 2011 году игроки смогли за 15 дней расшифровать структуру кристалла вируса, вызывающего СПИД у обезьян. Ученые бились над этой задачей более 15 лет.

Motion Math Game

Игровое приложение для самых маленьких, разъясняющее базовые понятия математики и работы с дробями.

Пишите в комментариях интересные образовательные игры. Давайте вместе создадим хорошую базу таких игр.


Ваша Оксана Русанова

 

Читай також

comments powered by Disqus