Даха-Браха в новой жизни

Даха-Браха в новой жизни

80 9 хвилин хв. читання
17.01.2011

«ДахуБраху» любят как на постсоветском пространстве, так и на Западе, где украинский «фолк-фанк» еще в диковинку.

 

Фольклорные коллективы бывают в основном двух типов: аутентичные ансамбли, не смеющие отступать от канонов народного жанра, и исполнители, беззастенчиво подкрашивающие фольклор популярными мотивами. Ни те, ни другие, как правило, не вызывают у искушенного в музыке слушателя особого восторга. Киевский гурт «ДахаБраха» - явление совсем другого порядка: этот коллектив настолько искусно смешивает фольклорную аутентичность с музыкальным «новоязом», что джипстеры, как, впрочем, и представители широкой публики, равнодушными не остаются.

Эти ребята умудряются быть одновременно космополитами и патриотами, серьезными и легкими, общественно активными и аполитичными, и при этом абсолютно открытыми, «своими». По нашей просьбе вокалист «ДахаБраха» Марко Галаневич поделился своими мыслями о новом альбоме, будущем украинской культуры и роли телеканала National Geographic в создании фирменного звучания группы.

 

-  В декабре вы презентовали новый альбом «ДахаБраха Light». Ключевое слово символизирует легкомысленность песен, вошедших в альбом, или легкость в музыке, или легкость, с которой создавался альбом, или что-то еще?

- И легкость, и свет. Конечно, легкомысленность тоже может каким- то образом характеризовать этот альбом, но лишь в восприятии слушателей. Для нас же это была большая серьезная работа, в которую мы вложили много своей энергии и душевных сил. Хотя в конечном счете альбом получился менее драматичным, чем  предыдущие, ироничным и веселым.  Работали мы на студии Юры Хусточки - это очень классный музыкант, экс-басист Океана Эльзы, Esthetic Education, Peace and Love, - он тоже вложил в этот проект частичку своей души, и от работы остались очень приятные впечатления и воспоминания. 

 

- Шесть лет назад вы выступали на «оранжевом» Майдане. Что заставило вас принять участие в политическом мероприятии? И как вы оцениваете то, что происходит в украинской политике теперь?

- Для нас, как и для многих людей, это было  не столько политическим мероприятием, сколько проявлением гражданской позиции. Власть и обычные люди жили до революции параллельно, как бы там народ ни голосовал, власть была уверена, что она победит. Но люди хотели перемен, хотели настоящей, а не декламируемой демократии, равенства перед законом, реформ и свобод, и еще они хотели быть услышанными. Поэтому Майдан и произошел. Если бы его не было, то Украина была бы второй Белоруссией с побоищами мирных демонстрантов на главной площади и вечнозеленым президентом. Но все же, «совок» очень глубоко пустил гниль в головы многих украинцев, и дешевая колбаса до сих пор им греет душу, и все оказалось не так просто. Плюс президент, по разным причинам, не смог воплотить декламируемые на Майдане идеи. Зато мы пожили пять лет в режиме реальной свободы слова, и теперь журналистов уже не так просто припугнуть и приструнить, это дает надежды, что нынешняя пробуксовка на пути к европейской демократии будет недолгой.

 

 

 

 

 

- Что подвигло вас на участие в таком проекте, как «Украина мистическая»? И почему современные украинские реалии напоминают вам реалии, описанные Уильямом Шекспиром?

- Изначально «ДахаБраха» была создана специально для этого проекта, и лишь спустя некоторое время мы поняли, что можем существовать самостоятельно, как музыкальный коллектив. Сюжеты Шекспира вечны и актуальны в любом обществе, в любой стране. К сожалению. Вопрос взаимоотношений правителя и народа открыт и для Украины.

 

- Украинская музыкальная индустрия только-только начинает развиваться: многие замечают, что в последнее время появилось немало хороших, достойных коллективов в Украине. На ваш взгляд, когда наша страна сможет обеспечить талантливых людей не только вдохновением, но и реальной всесторонней поддержкой?

- Когда страна поймет, что культура - это очень важно, что хороший культурный имидж государства может  стать предпосылкой и основой экономической привлекательности и силы, когда в Украине появятся политики, способные смотреть на перспективу развития нации. Порой мне кажется, что у людей при власти просто не хватает амбиций сделать свою страну процветающей. Им хватает  своих набитых карманов, дорогих автомобилей, надуманного престижа и мнимой элитарности. 

 

- Вам нравится жить в Украине? Не хотелось бы уехать из страны туда, где творчество и культуру ценят больше, чем здесь?

- В последнее время, ощущая большой интерес к нашему творчеству на Западе, мы понимаем, что там нам было бы проще реализоваться. Но мы не ищем легких путей. Это наша земля, именно здесь жили наши предки, она дает нам силы на творчество, и пока нам дают возможность здесь творить, мы будем здесь. 

 

- Представителям фольклорного жанра довольно трудно завоевать аудиторию, особенно среди молодых. А вам удалось. В чем секрет?

- Думаю, тут секрет в атмосфере, в которой мы работаем в театре «ДАХ», и в понимании музыки руководителем театра Владиславом Троицким, который и является основателем нашего коллектива. Он привил нам понимание того, что фольклорная музыка - это очень пластичный и одновременно богатый материал для творчества. Наша работа - это постоянный поиск и эксперимент. Но для начала мы просто слушали километры хорошей музыки, которую давал нам Влад, поскольку хороший вкус сам по себе тоже не рождается, его нужно в себе воспитывать, смотреть хорошее кино, читать хорошую литературу.

 

 

 

- Вы много гастролируете и по Украине, и по России. Где у вас самые преданные и понимающие поклонники?

- Не хотелось бы кого-то выделять. Нашу музыку понимают одинаково хорошо  как в Украине, так и в России. Но вот из последних  концертов были очень приятные и теплые в Москве  и в Киеве. 

 

- Коллектив «ДахаБраха» часто выступает за границей на крупных музыкальных и театральных фестивалях. Как встречают украинский «фолк-фанк» иностранцы? Где энергетика приятнее для вас – на родине или за границей?

- Особенностью выступления на дальнем зарубежье является тот факт, что для большинства публики мы - «терра инкогнито». Мы буквально начинаем с чистого листа. Тамошняя публика более внимательная, скрупулезная и разбалованная. Мы начинаем концерт в ранге «никто», а заканчиваем уже как бы хорошими друзьями. Так было в Дублине, на фестивале Мировой культуры, но вот на следующий год мы выступали там уже как дома.

 

- Слово «браха» переводится в том числе как «подношение, молитва». Кому или чему вы молитесь и что хотите преподнести?

- Даже последний альбом, который мы сами называем попсовым и несерьезным, сделан не без помощи нашей души и чистых побуждений. Каждая композиция, звучащая на нашем концерте, как бы пафосно это ни звучало, - это часть нас самих. Мы преподносим слушателю частички себя и наше понимание музыки.

 

- Музыканты «ДахаБраха» используют кучу разных музыкальных инструментов, преимущественно не относящихся к украинским народным инструментам. В чем лично для вас смысл сочетания украинского фольклора с восточной мелодикой?

- Смысл сочетания - в новой жизни. Разные инструменты несут разную энергию, разное звучание и помогают нам воплотить наше виденье и чувство музыки.

 

 

 

- Как происходит написание композиций? Вас же так много. Трудно представить, чтобы вы сели все вместе и сочиняли, наверняка же появляются разногласия по тем или иным моментам.

- Разногласия появляются, думаю, это нормально для любого коллектива. Мы ведь не роботы. Главное, чтобы споры приводили к какому-то результату. Продуктивные споры - это моменты рабочего процесса. Главное, что у нас есть взаимное уважение друг к другу, понимание того, что мы - одно целое.

 

- Кто изначально придумал формат группе - сочетание «драм-н-бейса» с фолком?

- Мы никогда не боялись идти на подобные эксперименты, и вообще считаем эксперимент основой творчества. Поэтому в этом проекте  ничего удивительного для нас нет. Но инициатива на сей раз пришла не от нас. В новозеландском представительстве телеканала National Geographic существует проект, посвященный современной музыке разных стран мира. Съемочная группа объездила весь мир, и вот добралась до Украины. Именно нас они выбрали главным коллективом, представляющим страну. Одним из условий участия в передаче было создание кавер-версии на какую-то композицию новозеландских музыкантов. Нам предложили Concord down, и мы не стали отказываться. 

 

- «ДахаБраха», по вашему собственному определению,  «этно-хаос группа». Какое место в вашей жизни занимает этно и какое – хаос?

- Думаю, этно-хаос не стоит разделять.

 

- Вы представляете Украину традиционную, не политизированную, как бы исконную и неиздерганную. Как думаете, сможет ли государство снова взрастить в людях любовь к украинским традициям и обычаям? И нужно ли это вообще?

- У меня очень неоднозначные мысли по этому поводу. Я с большой натяжкой воспринимаю сельские обычаи в городе на асфальте. Часто это выглядит довольно искусственно и не живо. С другой стороны, если это помогает людям ощутить связь со своими корнями и идентифицировать себя как украинца в этом мире, то это явление имеет право на существование. Главное, чтобы поддерживание традиций и исполнение обрядов были искренними и честными, а не просто данью сиюминутной моде. На мой взгляд, не менее важно смотреть вперед, в будущее. Очень важно сейчас понять, что украинское не означает архаическое и забытое. Украинцы могут  быть прогрессивными и современными жителями мировой цивилизации. Поэтому для нашей группы было очень важно выиграть в Петербурге  гран-при премии имени Сергея Курехина в области современного искусства. Тем самым, как нам кажется, мы возвели украинский фолк в ранг современного и актуального.  Нам все еще нужно бороться с насаждаемым веками чувством  неполноценности и комплексом второсортности. И мы работаем над этим.

 

- Какова главная цель гурта «ДахаБраха»?

- Мы просто хотим делать музыку так, как мы ее чувствуем. Мы хотим, чтобы как можно больше людей имели возможность услышать, понять нас и  разделить с нами наше восприятие музыки. Чтобы мир узнал, что есть такая страна, такая культура, язык и нация. Хотим,  чтобы наше государство становилось лучше, и делаем для этого все возможное.

Автор
writer journalist socialworker

Зрозумілі поради, завдяки яким бізнес зможе вийти на краудфандинг, а значить залучити ресурси, підвищити впізнаваність свого бренду та зростити спроможність команди.

Внезапная свобода может убить. Метамодернистка изучает границы ответственности за вмешательство.