Разговор с Алевтиной Кахидзе о ее недавнем проекте «Я запізнююсь на літак, на який запізнитися неможливо»

 Репортаж проекта  "Я запізнююсь на літак, на який запізнитися неможливо"

 

АЛЕВТИНА: "...и  потом я думаю, что многим показалось, что этого недостаточно, что вот так художник может себе позволить [ничего не нарисовать]. Некоторые подумали, что у меня не было вдохновения в тот день, чтобы нарисовать. И любопытно, что я была одной ногой где-то с ними, что я сама нервничала, что мне нечего им предъявить, если честно. Правда! То есть я взяла и не нарисовала ничего, дома мне казалось, что я запросто это могу сделать. А когда все это стало вот так набирать масштаб, столько журналистов и все-все-все - как-то мне в какой-то момент даже самой стало страшно, что я вот так выйду и скажу: "Да, летала самолетом, но - нет ничего!"

Это хороший день был, у меня хорошее настроение было если честно, и я как-то так, на самом-то деле, если бы я не чувстовала кайфа от этого проекта... Мне самой показалось, как замечательно: будет у меня такой день, столько будет внимания, будет такой день, что я лечу частным самолетом, что больше никогда [такого] не будет. Поэтому я имею право вести себя вот так. Если и была это игра, что это не только стереотип художницы, а стереотип вот такого еще однодневого олигарха, то почему бы и нет? Он [самолет] меня ожидает до конца, и пользоваться всем [можно] и вообще нужно раскрепоститься... Помните когда мы летали? Я им [журналистам] сказала, что если бы я была владельцем частного самолета, то его так бы долго не держали с вопросами.

Я вообще видела художников таких (ну, они тоже имеют право быть такими - они стесняются, к ним идут журналисты, а они стесняются), которые не могут рассказать, что они делают. Может им и тогда не нужно и свое искусство смещать в эту плоскость? В моем случае [в проекте "Я запізнююсь на літак, на який запізнитися неможливо"] не могло быть так, потому что в самом начале я решила, что это будет медийный проект. Я же даже не делала никакой документации - нет ничего! Мое поведение, [то], как все было - вот мой проект! Я себе не могла бы позволить стесняться - как это?.. Ну да, конечно, я могла стесняться, но это уже точно не я [бы была]. Мне надо было бы тогда играть не себя, [ту], которая стесняется. И это был бы другой проект, другая художница, тогда она может быть и письмо не смогла написать. Она же должна понимать, что возможен и ответ на такое письмо.

Когда вы пишете картину, вы имеете право молчать, потому что вы пишете за нее/за него, за художника/за художницу. У меня же нет картин. То есть ты сам становишься живой картинкой. И все.

 

| Я НЕ МОГУ НЕ ДУМАТЬ О ТОМ, ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ КОРОЛЕМ И КОРОЛЕВОЙ, УПРАВЛЯТЬ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ, ЧУЖОЙ ЖИЗНЬЮ И ЖИТЬ В ЗАМКЕ |

 

Завтра у меня будет перформенс [на открытии Я Галереи в Днепропетровске], который будет основываться на тексте. Перформенс будет называться "Я могу выгулять вашу собаку". Первое предложение такое: "Я живу в доме с тремя санузлами для трех спалень, хотя один санузел все же без ванны, потому что возле кабинета, гардероба, кухни и столовой..." И дальше я буду рассказывать о своей жизни. И это в диссонансе, который у меня есть: с одной стороны, я бы никогда не заработала на этот [свой] дом, и на эту [свою] мастерскую. [В этом перформенсе] я пытаюсь за 15 минут рассказать историю наших отношений, между мной и [мужем] Вовой. И там в конце еще будет так: я буду показывать картинки из моих проектов. Ну, например, хорошо, я должна сказать там на третьей минуте фразу, что "похоже во всех финансовых вопросах за моим мужем, владельцем строительной компании, мне не угнаться, но однажды удалось". И я расскажу тогда о своем проекте Контракт. Вы знаете об этом проекте, да?

Я консультировалась с юристом по этому поводу [по вопросам брачного соглашения]. В этот [брачный] контракт мы с Вовой вписали наше имущество, и в случае развода имущество каждого тщательно подсчитывается, и богатая сторона заплатит половину. А я вписала свои рисунки, и если верить в мою идею, что в принцыпе она иногда подтверждается (там один рисунок продан на аукционе, но не все же), то мое имущество больше в несколько-несколько-несколько раз, чем имущество Вовы. И это я в тексте своем говорю, и это такое блуждание, скажем, между тем, как я себя ощущаю и как Вова себя ощущает... С одной стороны, искусство дает силу эту, а с другой стороны, оно - очень маргинально. И этот мой рассказ завтра будет об этом.

Ну вот я говорю [в перформенсе "Я могу выгулять вашу собаку"] о нашей жизни, между мной и Вовой... Еще я там покажу объект - две короны, которые я сделала из пластика, у нас был такой один вечер с Вовой, и я эти короны прямо нам на тарелки повыкладывала, очень они красиво выглядят. Вот. И опять же, Вова - еще такой человек, он садится [за стол] и видит эту корону. Мы там че-то ели еще, ну не важно... У меня есть эти с ним фотографии, я их тоже показываю во время перформенса. А эти фотографии я показываю потому, что когда я ездила по Западной Европе, меня всегда привлекали эти открытки, которые можно найти в таких странах как Нидерланды, Швеция, открытки с королевскими семьями. Вот они там стоят с коронами - стоячие живые короли! И я всегда на эти открытки смотрела. Однажды я покупала такую открытку в шведской гостиннице, и женщина на рецепции, наверное, она хотела быть милой и дружелюбной, мне говорит: "О, какой прекрасный выбор! У вас в Украине тоже есть королевская семья?". На что я ей ответила тогда: "No, we dont, we killed them in the beginning of 20 century".

 

| ВАШ АРХИТЕКТОР СПЛАНИРОВАЛ ЭТОТ МАГАЗИН ТАК, ЧТО НИКТО И НИКОГДА НЕ БУДЕТ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ В НЕМ РАССЛАБЛЕНЫМ ИЛИ САМИМ СОБОЙ |

 

И в этом своем тексте завтра я буду говорить, что с того времени я не могу не думать о том, что значит быть королем и королевой, управлять своей жизнью, чужой жизнью или жить в замке. Дальше я говорю, что очень многие думают, что я живу в замке. Музычи [село, 17 км от Киева] - это же вообще странное место. Я же каждый день встречаю людей в Музычах, которые живут там всю свою жизнь. У них воды нет, крыныця стоит [во дворе] и так далее... Мне однажды сказали: "А вы в том доме наймычкой працюєте?". Я думаю, что это очень интересная метаформа, потому что в моей ситуации уместно сказать: "Ну я бы так не сказала. Да, действительно, я вырабатываю нематериальные ценности, их очень сложно интегрировать в современную экономику"... 

В одном из моих перформенсов на "Can i help you?", я говорю: "Не обращайте внимание на то, что у меня смущенный вид. Это потому, что ваш архитектор спланировал этот магазин так, что никто и никогда не будет чувствовать себя в нем расслабленым или самим собой. Разве вы не видите какие большие окна ваших витрин, мы же здесь все - как на ладони, нет ни одного укромного и уютного местечка!". Ну это когда ты представляешь себе кого-то, кто репрезентирует систему. Ну вот тот же продавец, он где-то репрезентирует систему всего потребительского мира, верно? Ну зарабатывает он каких-то 500 евро, ну даже 1000, но он же, все равно, тогда не в состоянии отвечать за такие бренды как Prada? Тем не менее, когда я в своем перформенсе даю эти ответы, на их "Can i help you?", то в принцыпе они перемещаются с одной позиции на другую... То же самое с жителями Музычи, если бы я стала им объясняться, что я не работаю наймычкой в этом [своем] доме, а мы там с мужем обмениваем мои нематериальные ценности на его материальные. Но опять же, они вообще не это имели в виду, они имели в виду что я должна ходить на каблуках и с прической, тогда только они могли бы представить что я живу в этом доме.

 

                             

Фрагмент перформенса "10.10.10" в театре Леся Курбаса

 

Я же делаю некоммерческие проекты, верно? Например, завтра [на открытии Я Галерея в Днепропетровске] мне бы должны были бы заплатить гонорар, но мне его не заплатят. Иногда может случится, что мне заплатят гонорар. Я просто знаю - это может быть или этого может не быть, я просто сама решаю, хочу этого или не хочу - [делать какой-то некоммерческий проект или нет]. Что я думаю о том, что я не получу завтра гонорар? Я думаю то, что Павел [Гудимов] решил, что ему нужен перформенс завтра на открытии своего центра. Это здорово, потому что не каждый галлерист в этой стране так мыслит. Завтра вообще ничего на стенах [в галлереях] не будет, это меня и подкупило! Я не буду давать перформенс на выставке какого-то художника, этого не будет!

А кстати, мне нравится вот это, когда ты уходишь в эту сферу перформативности - ты как с огнем играешь! Я когда свой первый перформанс сделала я тогда подумала - это так вообще неинтересно заниматься визуальным искусством: повесил картинку - и сидишь дома, это неинтересно. А здесь [в перформенсе] - ну просто все! И отдача сразу идет. Наверное это то, что мне надо".

Автор
співзасновник Великої Ідеї

Зрозумілі поради, завдяки яким бізнес зможе вийти на краудфандинг, а значить залучити ресурси, підвищити впізнаваність свого бренду та зростити спроможність команди.

Вкладаючи кошти в культурний проект, який репрезентує країну як простір, що народжує зірок світового мистецтва, спонсори інвестують у власний успіх, бо позитивний імідж держави, де існує успішна, цікава всьому світу художня сцена – це найкращій шлях до поліпшення іміджу національного бізнесу на міжнародному ринку.