Изображение: Business Reply Pamphlet - Packard Jennings
В 2011-м году не состоялся пересмотр мирового политического порядка. Реакция устояла перед Утопией. Хороший вкус и деньги сохранили свой статус. Даже в таких критических регионах, как Греция, ситуация выглядит скорее трагической, чем новаторской. Не был создан новый культ в стиле «68-го». Арабская весна не совпала (как пока кажется) с весной нового мира. Однако 2011-й год неожиданно оказался этапным для политического самосознания западной цивилизации. Африканские революции, Мадрид 15-го мая, хулиганский Лондон, Take The Square, Мировая революция, 99%, Occupy, Маска V, 11.11.11, последние дни Греции…
Сейчас вопрос в том – не что делать с будущим, а как избавиться от прошлого: от опыта поражений, от плохого образования, от долгов, от языка, которым все труднее говорить что-то новое не продажное и оппозиционное империи. Даже «революция» уже звучит не так «революционно» и оказывается более уместной для определения обновленной линии кроссовок. Есть мнение, что традиционные формы несогласия – пикеты, митинги, народные ассамблеи – безнадежное ретро; что революциям нужен новый язык, и в 2011-м попытка контраргументации была предпринята. После 2011-го революция выглядит не голой грудью «Свободы» Эжена Делакруа, а балериной, танцующей на быке. Вместо ситуационистских граффити подсознанием революции становится интернет-мемы и хештеги. Революция-11 – это, в первую очередь, победа визуального, – никто не знал программы восставших, но все знали, что они хорошо выглядят. Флешмобы, искусство, интервенции и горизонтализм – новые способы сеять политическую панику. Не случайно даже в сонной России главным художественным явлением года признали арт-движение «Война» – конкистадоров политического панк-искусства, изобретателей нового языка протеста.
Другим важным опытом 2011-го стало то, что состояние революции может существовать не исключением из правил, не грехом против прогресса, не экстренной остановкой экспресса истории, а нормой, и даже привычкой, подобной состоянию мечтания.
БОЛЬШАЯ ИДЕЯ предлагает урывки цытат участников протестных движений 2011 года.
Джек Лондон – мой прадед, но, что в данном случае гораздо более важно, он – герой рабочего класса. И он многое предвидел. Тогда я как раз смотрела на тот самый дуб, посаженный перед зданием муниципалитета, и в какой-то момент почувствовала в себе дух этого великого человека. Я представила себе, как он выступал здесь с трибуны, как говорил о социализме, как его здесь когда-то арестовали за то, что у него не было разрешения выступать. Я стояла и думала о нем, представляла, как он писал «Революцию», «Люди бездны», «Железную пяту». И я почувствовала, что в данный момент именно эти люди бросают вызов железной пяте фашизма. Я знала, что тоже должна оказывать ей сопротивление. У меня вдруг возникло острое нежелание подчиняться, и я решила остаться, во что бы то ни стало. Я ощущала себя матерью, защищающей своего младенца. Чувствовала спокойствие и вместе с тем гнев. Я слушала, как полиция отсчитывает секунды, данные демонстрантам на то, чтобы разойтись...
В полицию никто ничего не бросал. Затем прямо возле меня стали распылять слезоточивый газ. Меня полностью парализовало, и я сидела в самом облаке газа. Затем – вспышка, слепящий свет и оглушающий грохот шумовых гранат, которыми стреляли в толпу. Я все продолжала сидеть. Лицо и горло невыносимо жгло, все остальное тело онемело. Я упала на колени, и меня стало рвать. Какой-то паренек истошно кричал: «Они застрелили человека. Они застрелили человека». (Скотт Олсен, морской пехотинец, ветеран иракской войны был тяжело ранен полицией). Меня же спасла адвокат Энн Вейлс и какой-то паренек – они вытащили меня и сделали искусственное дыхание.
Информация Solfront.org
Хотя беспорядки в Великобритании были спровоцированы непроясненной гибелью Марка Дуггана, ни у кого нет сомнения, что они выражали более глубокое неустройство – но какого рода? У бунтовщиков, как и у поджигателей машин в парижских пригородах в 2005 году, не было осознанной программы. (В этом их очевидное отличие от массовых студенческих демонстраций в ноябре 2010 года, которые тоже привели к вспышкам насилия. Студенты ясно давали понять, что их не устраивают изменения в сфере высшего образования)...
Нам говорят, что распад коммунистических режимов в начале 1990-х ознаменовал конец идеологии: время идеологических проектов, высшим проявлением которых стала тоталитарная катастрофа, прошло; мы вступили в новую эру рациональной, прагматичной политики. Если трюизм о том, что мы живем в постидеологическую эпоху, хоть сколько-то верен, его можно усмотреть и в этой недавней вспышке насилия. Это был протест на нулевой отметке, насильственные действия без всяких требований.
Таким образом, тот факт, что у погромщиков не было программы, сам по себе требует интерпретации: он многое говорит о нашем идеологическо-политическом состоянии и о том обществе, в котором мы живем, – обществе, которое превозносит возможность выбирать, но в котором единственная доступная альтернатива навязанному сверху демократическому консенсусу – это слепой бунт...
Ален Бадью утверждал, что мы живем в социальном пространстве, которое все больше становится «безмирным»: в таком пространстве бессмысленное насилие – это единственная форма, в которую может облечься протест. Может быть, это и есть одна из главных опасностей, подстерегающих капитализм: хотя в силу своей глобальности он охватывает весь мир, он воспроизводит «безмирную» идеологическую картину, в которой люди лишены собственных способов обретения смысла.
Информация Primerussia.ru
Большинству сегодняшних протестов предшествовали конкретные пролетарские конфликты, зачастую забастовки. Египетское восстание развилось из стачек в текстильной промышленности в Махалле в 2006-м и последующих забастовок; Мубарак сдался лишь тогда, когда к протестам прибавилась угроза стачки. В Тунисе в 2008-м году возникло значительное стачечное движение в шахтёрском городе Гафса, которое и начало восстание. В тот момент центр ещё мог перевести последствия глобального кризиса на периферию и полу-периферию. Эти рабочие конфликты никак не связывались в СМИ с глобальным кризисом. Поэтому сегодня глобальное восстание кажется таким «удивительным».
Информация Liberadio
Функция СМИ состоит в том, чтобы интерпретировать события с точки зрения господствующего класса, а не в том, чтобы распространять опыт, который мог бы быть полезным для тех движений, которые произвели эти прорывы. В связи с этим, неудивительно, что медиа покрывают глухим молчанием стратегически важные аспекты жизни этих движений, имеющие место до и после самих массовых сходов...
Тот факт, что мы сфокусировались на квартале, в котором живём, оберегает нас от абстракций и посредничества политики, позволяет нам измерять наш успех не бессмысленными количественными показателями как то количество людей, которые вышли на наш протест, но самыми настоящими, всё более и более явными величинами, такими как степень того, как мы знаем друг друга, до какой степени мы больше не чужаки в своих собственных кварталах, и степень, до которой эти отношения знакомства преобразуются в отношения материальной и эмоциональной солидарности...
Проводя свои собрания на улицах, без разрешения властей, квартальные ассамблеи подрывают власть правительств и коммерции над общественными пространствами и создают явные примеры самоорганизации. Даже когда в отдельной ассамблее участвуют только пятьдесят человек, тысячи видят, что она существует, и это меняет их восприятие нормальности и возможности. Это не маленькое достижение. Если бы кто-то должен был писать историю капитализма, огораживание общественных пространств в 20 веке заслужило бы столько же внимания, сколько заслужило огораживание общинных земель сотни лет назад, которое позволило капитализму вообще возникнуть.
Информация Mpst.anho.org
Можно ли сделать предположения относительно возможной новой картины мира, к которой может привести движение OWS [Occupy wall street]?
Мне кажется, что здесь уместно обратиться к понятию «номадизма», представленного в работах Жиля Делеза и Феликса Гваттари. По их мнению, господствующая картина мира может быть метафорически представлена в форме дерева-мира, которое строится на оппозициях корня и ветвей, единства и различия, универсального и партикулярного, оригинала и копии. Иными словами, дерево-мир – это упорядоченный в соответствие с единым принципом хаос, то есть, иначе говоря, «космос» древних греков. «Древовидная» парадигма мышления исходит из первичности исходного принципа единства – глубинного «корня», которое репрезентирует себя в многообразных формах поверхностных различий, в «ветвях». В частности, человеческое сообщество как глобальный рынок исходит из единого для него универсального принципа – капитализма, который транслируется во все формы публичной и приватной жизни его сограждан.
Делез и Гваттари считают, что в наше время, когда «космос» стремительно превращается в хаос, происходит замена «древовидной» парадигмы на новую, можно сказать, «ризомовидную» парадигму... Функционирование «ризомы» строится на принципах «самоорганизации», в противоположность принципу «организации» для «дерева». То есть все процессы кодирования, репрезентации, трансляции знаков в символическом пространстве «ризомы» имеют плюралистический, ситуативный характер, а не обуславливаются принципом универсальности и системности, репрезентированным в форме определенного «проекта», как в случае «дерева».
В качестве примера, можно привести акцию, проведенную в рамках движения OWS, по изъятию гражданами своих вкладов в банках, несущих, по их мнению, ответственность за текущий кризис, и их последующему переводу в кредитные кооперативные сообщества. Такая акция, небольшой масштаб которой позволил избежать коллапса существующей банковской системы, является спорадической формой протеста, которая еще не имеет кода в существующем законодательстве и, следовательно, не может преследоваться по закону...
Информация Topos.ru
69-летний Кэлле Лэсн (Kalle Lasn) их квази-лидер. Он издатель и редактор журнала Adbusters. Это маленький, не влиятельный критический и вычурный журнал с достойной аудиторией около 90 тысяч читателей, которые называют себя «глушителями культуры». Движение Occupy Wall Street началось в конференц-зале этого ванкуверского журнала.
Я разговаривал с Лэсном в июле сразу после того, как новый выпуск Adbusters с теперь уже известным образом балерины, балансирующей на быке на Уолл-стрит, стал хитом киосков. На картинке также читается Твиттер-хэштег #OccupyWallStreet. Лэсн не знал, во что это выльется. Всего через каких-то два с половиной месяца об этом заговорили в новостях и комментариях на всех основных информационных каналах.
Информация Inosmi.ru
Это движение без лидера. Но идея появилась здесь в ходе многочисленных мозговых штурмов с участием наших штатных редакторов, фотографов, фрилансеров и людей из списка рассылки. Еще летом мы все говорили о том, что будем делать дальше с журналом, и мы все были вдохновлены тем, что случилось в Тунисе, и подумали, что Америка созрела для этого типа гнева. Мы прощупали почву на наших форумах. Так что это было относительно недавно, в июне, когда мы придумали эту идею, и запустили хэштэг в середине июля через журнал, а затем он стал популярным. Как только эта тема была опубликована, мы начали проводить тактические брифинги для читателей из нашего списка рассылки.
Мы хотели бы, чтобы ввели однопроцентный «налог Робина Гуда» на все финансовые операции. Мы хотим добиваться этого. Мы хотим убить некоторые глобальные казино, и один из способов сделать это – замедлить быстрые деньги, рынки производных ценных бумаг, страхование ответственности за невозвращенные средства и экзотичеAdbustersские финансовые продукты, которые уничтожили нас в 2008 году; замедлить этот рынок с помощью налога.
Информация Inosmi.ru
Я не имею никакого отношения к тому, чем заняты протестующие, и я не считаю, что они мои поклонники или поклонники «V значит Вендетта». В конечном счете, использование ими маски может просто объясняться тем, что она «здорово выглядит». Я не собираюсь заявлять о своих авторских правах на нее.
Информация Inosmi.ru
Я не разделяю паники, которая охватила многих в связи с бурными выступлениями протестующих в Америке и Европе… Почему? То, что происходит сейчас не является чем-то уникальным, чем-то таким невероятным и неповторимым, и появление Twitter и Facebook не играет здесь никакой роли. Запад уже переживал схожие процессы и с честью пережил их, обновившись и избавившись от балласта. К примеру можно вспомнить 60-е года прошлого века и как их апогей – 1968 год. Размах и масштаб происходившего тогда невозможно даже сравнивать с тем, что происходит сегодня. Как правило, подобные вещи ознаменовывали конец той или иной эпохи, но вовсе не всегда это заканчивалось сменой политического строя. Эти перемены, были, скорее культурного и общественного плана, нежели политического…
1968 год. Забастовками протестами охвачены Франция, США (где были убиты Мартин Лютер Кинг и Роберт Кеннеди), Польша, Чехия, Мексика, Западная Германия… Весь Латинский квартал в Париже забаррикадирован, полиция не может справиться с более чем полумиллионом студентов; разгромлены витрины магазинов, банков и ресторанов. Чехословацкий подъем давится советскими танками. Митинги протестующих в Бельгии и Мексике жестоко подавляются полицией; Америка переполнена протестующими против войны во Вьетнаме, против огромных трат, против… Можно продолжать практически бесконечно.
Весна 1968 года принесла сексуальную революцию, расширила горизонты человеческого сознания и вознесла на пьедестал философию предельного индвидуализма и свободы. Крах советской системы и бархатные революции конца 1980-х гг. возвестили торжество капитализма и демократии над планом и партией. Что принесет нам опыт «арабской весны» пока неясно. Понятно лишь, что тот образ жизни, который вели наши родители, изжил себя. Мир вновь должен омолодиться, сбросив с себя старую кожу. Скоро все будет совсем по-другому.
Информация http://morgensterner.livejournal.com