Человек, который изменил понятие о времени и досуге людей, живущих в больших городах.

 

Иван Митин – основатель сети кафе «Циферблат», где принято платить не за еду, а за время, которое посетители в основном проводят за настольными играми, работой в интернете и общением. По сути, Ваня создал новую философию, выдворив из повседневной жизни «циферблатчиков» понятие общепита, поскольку его кафе – это место, в котором еда точно не играет руководящей роли.

 

– «Циферблат» начался с «Дома на дереве». Чем для тебя был «Дом на дереве» и чем теперь для тебя является «Циферблат»?

– «Дом на дереве» - это не совсем «Циферблат» (в «Доме на дереве» оплата осуществлялась по принципу «плати сколько хочешь» - БИ). «Дом» был чем-то даже чище, для меня это было началом нового пути в жизни, поскольку я никогда не предполагал себя владельцем общественных заведений. Для меня это был какой-то новый водоворот, в который я кинулся из желания экспериментировать над собой и совершенно не имея какого-либо опыта в этом деле. Желание иметь свое место возникло незадолго до появления «Дома на дереве», когда я делал «Стихи в кармане»  и проводил кинопросмотры. Просто надоело бегать из заведения в заведение. 

«Дом на дереве» для меня был в какой-то степени воплощением собственного внутреннего мира. Словно моя черепная коробка расширилась до 50 квадратных метров, и все, что происходило внутри, было выражением моих внутренних качеств — и плохих, и хороших. Так думать я стал спустя несколько месяцев безумной жизни, когда через тебя проходят по сто человек в день, каждый знакомится и общается. Поначалу внутренней губки хватает, чтобы впитывать всех гостей, разделять с ними какие-то переживания, искренне интересоваться каждым. Спустя, наверное, девять месяцев с момента открытия «Дома» я понял, что моя губка настолько наводнилась, что я уже не в состоянии принимать новое. Тогда началось странное ощущение, сравнимое с сумасшествием, что все происходящее внутри — это и есть я. Человек плохо играет на пианино, и его не заткнешь, — это же я сам и есть, это моя музыкальная бездарность. В таком духе.

Этот «Дом» очень сильно взрастил меня, я стал лучше понимать себя и других людей. Чище он был потому, что в нем каждый оставлял столько, сколько считал нужным оставить - это никак нельзя назвать бизнесом, а «Циферблат» все-таки, в некоторой степени, бизнес. Хотя это и пропорциональное увеличение «Дома на дереве», поскольку осенью 2011 года стало понятно, что я уже не вмещаюсь в это небольшое пространство, хотелось сделать что-то по тому же типу, только с возможностью дистанционного управления и для большего числа людей.

 

 Ты считаешь «Циферблат» коммерческим проектом? Какие цели стоят лично для тебя на первом месте?

 Лично я не считаю «Циферблат» коммерческим проектом, хотя по сравнению с «Домом на дереве» он таким есть. Для меня деньги не являются приоритетом — всю прибыль я трачу только на то, чтобы поддерживать себя в добром здравии, а остальное — для того, чтобы воплощать в жизнь свои задумки. Я не коплю на машину и яхту. С некоторыми компаньонами мы договорились не делить доли и проценты от прибыли, а просто брать себе необходимое соответственно количеству свободных денег. 

 

 Такое ощущение, что для того, чтобы тебя признали, нужно умереть под забором, зато потом благодарные потомки начнут ставить памятники на каждом шагу... 

 

 На каких условиях появляются «Циферблаты»? Ты сам открываешь новые кафе или продаешь франшизу?

 Новые «Циферблаты» появляются двумя путями. Первый — это когда появляется инвестор, который нам нравится, и мы с ним вместе открываем «Циферблат», разделяя прибыль между сторонами. Второй вариант, который мне больше всего нравится, — открывать «Циферблаты» на свои деньги.

 

 Ты открыл всего несколько «Циферблатов» в городах России и почти сразу принялся за Киев и Одессу. Почему решил выйти на украинский рынок? Готовы ли, по-твоему, украинские города всерьез и надолго принять такой формат кафе? 

 Если честно, я не очень разделяю Россию и Украину с ментальной точки зрения, у меня нет ощущения, что это другой народ со своими этническими особенностями. Есть некая нарисованная граница, но она нарисована на картах, а не у меня в голове, поэтому существенной разницы между российскими и украинскими городами я не вижу. Когда появился инвестор в Киеве, с которым мы сошлись во взглядах, мы начали делать Киев. В Украине этот формат более чем прижился, и мы собираемся продолжать экспансию в этой стране. 

 

 Помимо системы оплаты времени, что отличает «Циферблат» от других кафе такого же типа, например, антикафе «Бабочки»?

 Это сложный вопрос. Проще сходить в «Циферблат», и увидеть это. Тут имеют значения все сотни и тысячи деталей, на описание которых понадобится целый том. Я хочу сделать интернациональный сайт, который как раз будет описывать все эти детали, там будут инструкции, видео и система поддержки людей, которые рискнули открыть собственное свободное пространство, freespace.

 

 Что обязательно должно присутствовать в кафе, чтобы посетитель сказал — вот, смотрите, это «Циферблат»?

 От подобного рода заведений нас отличает как раз наличие всех тех маленьких деталей — люди, музыка, эстетика. В случае с антикафе «Бабочки» наше самое существенное различие в том, что для них это изначально коммерческий проект, а для нас — нет.

Киевский «Циферблат» был открыт в марте 2012  ©The Village

Трёхэтажный Циферблат на Пятницкой в Москве  ©clockfacer.ru

Питерский «Циферблат» во дворе костела святой Екатерины на Невском проспекте  ©The Village

В Киеве платят 30 и 15 грн за первый и каждый следующий час, в Москве — 2 рубля/мин ©clockfacer.ru

«Циферблат» в Одессе: все бесплатно, кроме времени © The Village

Молодой и предприимчевый основатель «Циферблата» Иван Митин  © из фотоархива Ивана Митина

 

 Как ты относишься к проектам, которые построены по такому же принципу, как придуманный тобой «Циферблат», и сделаны как «копии» в надежде на такой же резонанс и такую же прибыль?

 Меня в целом радует то, сколь стремительно наша идея развивается и появляется в самых отдаленных уголках России и Украины. Единственное, что меня смущает — это часто встречающаяся поверхностность копирования «Циферблата». Люди берут только денежную концепцию, но забывают о внутренней жизни, предоставляя людям игры взамен высокой культуры. Безусловно, одно то, что в таких местах нельзя пить и курить (хотя уже появляются места, где это не столь запрещено) — уже хорошо. Но я надеюсь, что постепенно владельцы таких мест придут к чему-то хорошему.

Видя развитие того же антикафе «Бабочки», я начинаю замечать какие-то положительные тенденции. Единственное, что меня задевает — это нежелание назвать первоисточник. Здесь речь идет не о моем личном тщеславии и желании прославиться и и не о том, чтобы на каждом углу писать, что первым в мире был «Циферблат», а о том, когда на прямой вопрос «Где взяли идею?» люди отвечают, что либо «она витала в воздухе», либо что «этот опыт существует на Западе уже сорок лет». Почему-то люди считают, что ничего нового и интересного у нас в стране появиться не может, все сперли оттуда. Вместо того, чтобы гордиться какой-то новой свежей идеей, которая наконец-то родилась в нашей стране, люди упорно отрицают этот факт. Такое ощущение, что для того, чтобы тебя признали, нужно умереть под забором, зато потом благодарные потомки начнут ставить памятники на каждом шагу и бить себя в грудь. 

 

 Насколько экономические выгоден такой формат кафе? Как быстро «Циферблат» себя окупает?

 Если все сделать правильно, то это весьма выгодная затея. Но бывают ситуации, когда допускается ошибка, закравшаяся в одну из тех тысяч деталей, и дело не идет. Так у нас не получилось в Астрахани и на Рождественке в Москве. В Астрахани, честно признаюсь, я не был, а на Рождественке была проблема с помещением. Первый «Циферблат» в мире, в Москве на Покровке выстрелил так, что мы очень быстро вернули себе вложенные инвестиции. Остальные «Циферблаты», конечно, окупаются медленнее — города меньше, меньше ценителей и меньше денег у населения.

 

 Есть ли у модели «Циферблата» какие-то хитрости, позволяющие экономить?

 Сама модель заведения и есть хитрость, на которой можно экономить. Можно оптимизировать расходы по закупкам — договариваться с поставщиками и т.п. По сути, это единственная статья расходов, которую можно как-то уменьшить.

 

Сейчас я уже подумываю о том, чтобы вывести людей из городов и предложить им модель идеального поселения за городом, которое обеспечивало бы себя всем необходимым...

 

– Долговечен ли, на твой взгляд, такой формат бизнеса?

 На уровне одного отдельно взятого места — не знаю. Несколько лет точно должен прожить. А сама система в целом очень долговечна. Вот увидите, через два года ни в одном месте мира ни для кого не будет сюрпризом наличие свободного пространства. Многие существующие места поменяют формат. Возможно, сама идея свободного пространства несколько изменится, добавится что-то или убавится. Возможно, мы будем инициаторами этого. Я вполне допускаю, что эта новая для мира концепция еще сыра и ее надо додумывать и совершенствовать.

 

 Расскажи про «Циферблаты» в Украине. Когда, по-твоему, они начнут приносить прибыль? 

 В Киеве в целом уже все хорошо. «Циферблат» работает в плюс, но вложенных инвестиций еще не вернул, потому что на него было много потрачено из-за размеров помещения.

 

 Что собираетесь развивать дальше? Какие новые виды досуга появятся в «Циферблате»?

 Идей тысячи, такие тысячи, что рассказать об одной будет неуважительно по отношению к остальным. 

 

 Есть ли у тебя в планах другие инновационные социокультурные проекты, которые ты собираешься воплотить и о которых уже можешь рассказать?

 Сейчас я уже подумываю о том, чтобы вывести людей из городов и предложить им модель идеального поселения за городом, которое обеспечивало бы само себя всем необходимым, только без налета сектантства и прочих заморочек, которые часто встречаются у людей, строящих всякие «экопоселения» и тому подобное. Собственно, деньги, заработанные на «Циферблате», я хочу вложить именно в это дело. Может быть, этот опыт, если он окажется успешным, даст альтернативу людям, и какие-то штуки будут применимы в мировой практике взаимодействия людей.

 

Свободное пространство «Циферблат» в Киеве

тел: +38 (063) 745-44-34

ул. Владимирская, 49 А

Афиша: vk.com/clockfacekiev

image 
Автор
writer journalist socialworker

Зрозумілі поради, завдяки яким бізнес зможе вийти на краудфандинг, а значить залучити ресурси, підвищити впізнаваність свого бренду та зростити спроможність команди.

Що є правдою найближчого можливого майбутнього? Чи розпізнають сучасники цей час як епоху Взаємостановлення? Люди усвідомили вразливість моделей, які організовує унормованість уявного ідеального? Чи справді конкуренція між ідеальними концепціями породжує насильство і звужує простір зарадності? Як змінюються ланцюги зворотного зв’язку в світі? Війна гасне і забирає з собою нерівність? Люди відкрили собі себе?