Самой сладкой и гадкой информацией является информация о сексе. Система маркетинга знает об этом. Она с удовольствием кормит нас сексуально индексированными сообщениями, а также поддерживает тему в состоянии пикантного запрета. Мы же и дальше гадаем, что творится за полуоткрытой дверью и какое чудо произойдет, если кликнуть голую бабу на баннере.
В 1972 году на экраны Америки вышел фильм Вуди Аллена с изумительным названием «Всё, что вы всегда хотели знать о сексе, но боялись спросить». Фильм состоял из семи новелл, каждая из которых поднимала запретный вопрос, например: «Что такое содомия?» или «Почему некоторые женщины не испытывают оргазм?». Фильм имел колоссальный успех у зрителя, его кассовые сборы в 9 раз превзошли его бюджет. И хотя картина пародировала рекламу и распространение плейбой-культуры, многие ее зрители наверняка пытались искать через фильм серьезные ответы.
40 лет спустя мы можем узнать, что такое «содомия», из интернета, но почему нам это до сих пор непонятно? И почему поиск ответа ведет на недружественные антивирусам сайты? И почему так много сексуальных намеков в контекстной или телевизионной рекламе?
Как известно, Фрейд в начале ХХ века определил ключевыми инстинктами человека влечение к жизни и к смерти. Энергетическим содержанием жизни, мотором нашего поведения ученый назвал сексуальность, которая, согласно его теории, вытеснена в наше бессознательное. Сексуальность направляет все наши действия и желания, но ее власть цензурируется сознанием.
Теории Фрейда произвели культурный фурор. Передовые художники времени, вооружившись идеями фрейдизма, посчитали своей миссией высвобождение сексуальности из-под гнета рационалистического мышления. Вдохновившись теориями Фрейда, Дали нарисовал картину «Мрачная игра», где поднял хитрую тему реальности сновидений и подавленной сексуальности. Интерес к сексу возрождается в литературе модернизма. Апогеем нарастающего сексуального освобождения на Западе стали молодежные революции конца 60-х.
Одновременно с Фрейдом о сексуальных проблемах в России писал Троцкий: «Несомненно, сексуальное угнетение есть главное средство порабощения человека». Как известно, после прихода к власти большевики осуществляли попытку экспансии сексуальной свободы: был отменен закон о браке, разрешался гомосексуализм. Но если в советском варианте сексуальная революция закончилась тоталитарной реакцией, то на Западе достижения 60-х были эффектно поглощены в рыночное измерение.
Табу превратилось в товар.
В том же году, что и Вуди Аллен, вдохновившись общественным любопытствам к запретным темам, Джерард Дамиано снял главный порно-фильм в истории «Глубокая глотка», а Ларри Флинт через 2 года запустил мужской журнал «Хастлер». Сексуальность стала достоянием прилавков. Кино и журналы узаконивали новые нормы: секс – это круто, мужчина – активен, женщина – пассивна.
В то же время, яро полемизируя с Фрейдом, Жиль Делёз и Феликс Гваттари в своем магнум-опусе «Анти-Эдип» пишут: «Сексуальность является экономическим делом». По их мнению, сексуальность перестала быть чем-то вроде «семейного секретика» или «интимного театра». Сексуальность перестала сводиться к отношениям папа-мама и была помещена в социальную вселенную производства желаний, подчинена задачам маркетинга и законам рынка.
«Секс и кровь, драма и преступление всегда хорошо продавались […] это факты, которые никого не шокируют, за которыми ничего не стоит, которые не разделяют на враждующие стороны и вызывают всеобщий консенсус. Они способны заинтересовать всех, не затрагивая важных тем», – напишет социолог Пьер Бурдье в книге «О телевидении».
Предупреждение информационной диеты: никогда не давайте водить себя за нос заголовками «Секс в метро» или «Экс-cолистка Виагры показала это». За ними стоят неумные маркетологи и мусорные СМИ. «Клубничка» на экране не сделают вашу сексуальную жизнь счастливее и гармоничнее.