Инклюзия: готовы ли мы жить в разнообразии?

Представьте мозаику: цветные фигурки размещаются на одном поле, каждой находится место, разные цвета соприкасаются, и при этом остаются сами собой. Если специальным образом эти цвета расположить – то получится узор или картина.

Инклюзия в чем-то похожа на мозаику. В переводе с английского Inclusion означает включение. В социальном значении – включение людей в жизнедеятельность общества, активное участие граждан в социальных процессах. Это возможность человека иметь доступ к ресурсам (образованию, информации, культурной жизни, медицине, доступ в помещения и т.п.), влиять на принятие решений, брать на себя ответственность. Степень инклюзии во многом зависит от культуры и традиций, которые сложились в том или ином обществе.

В нашей литературе чаще всего инклюзию тесно связывают с включение людей с инвалидность, чаще всего – детей, в образовательный процесс, например, создавая в школах специальные или смешанные классы. На наш взгляд, это узкое понимание, не учитывающие другие социальные группы, которые по каким-то причинам дискриминируются, изолированы и общаются в своем кругу, перебывают в меньшинстве, а потому невидимы для социума. Кто это и как обстоят дела? Давайте посмотрим.

·       Национальные меньшинства, диаспора. Немало стереотипов ходит о ромах, мы слышали истории о пренебрежительном отношении к людям с темным цветом кожи. Это предположение, но думаем, что мало кто знает, какие народы живут в нашей стране, какая у них культура, как им вообще у нас быть. Просто этим не принято интересоваться. В некоторых школах сами учителя поддерживаю булинг (насмешки) «других» детей, вместо того, чтобы обсудить с учениками эту разность и найти общее, вызвать интерес детей друг к другу.

 

·       ЛГБТИ сообщество. Его представители и представительницы сталкиваются с трудностями по трудоустройству, отвержением и непониманием подчас близких людей, вынуждены 7 раз подумать о своей безопасности, прежде, чем проводить открытые публичные мероприятия. Некоторые государственные и общественные организации подозрительно относятся к проектам, в которых участвует ЛГБТИ-сообщество, нередко высказывают пренебрежение. Объясняется принадлежность людей к ЛГБТИ неестественностью, баловством, психологическими расстройствами, не замечая, что это такое же право выбора строить свою жизнь на свое усмотрение, как и выбор стиля одежды, профессии, страны проживания, даже вероисповедания (а верить можно что в религию, что в психологов, что в магов, что в космос).

 

·       Люди, приехавшие с Востока Украины и Крыма в связи с военными действиями. Особо остро стояла проблема в самом начале, когда «донецкая прописка» была «красной тряпкой» и для работодателей, и для тех, кто сдает жилье, и в поликлиниках, детских садиках и т.п.. Не говоря уже про личное отношение местных к приехавшим. Конечно, если зреть в корень, но люди и система просто была не готовы справиться с такой срочной задачей перераспределения ресурсов. Тем не менее, стереотипизация и агрессия были частыми спутниками этого процесса вместо эмпатии или со-чувствия.

 

·       Люди, которые имею особые потребности в передвижении – мамы с колясками, люди с травмированными конечностями, люди пожилого возраста, люди на колясках, люди с физическими особенностями. Здесь речь идет про архитектурную доступность, про возможность зайти в любое помещение и получить услугу. К сожалению, только в Киеве можно по пальцам пересчитать места, доступны, а именно имеющие пандусы (наклонная площадка для заезда-спуска, входа в помещение), лифты, специальные туалеты. Некоторые заведения пытаются как-то «впихнуть» в архитектуру формальный пандус, который упирается со стороны заезда в стену и на него просто не заехать; либо же угол пандуса такой, что рискнуть на него забраться может только альпинист. Конечно, есть и примеры, на которые можно равняться: Национальный музей Тараса Шевченко, Музей истории Киева, университет развития человека «Украина», корпус Университета Гринченко возле метро Минская. Метро, кстати, «швидкий та зручний вид транспорту» - далеко не для всех такой. Эх, доступность - это отдельная большая тема…

 

·       Глухие люди. Сложно назвать эту социальную группу людьми с инвалидностью. Это люди, которые разговаривают на своем языке. Очень красивом, образном, глубоком. Кто из нас задумывался, на какие мероприятия могут попасть глухие? Концерт, опера, тренинг? Да, зайти могут, а вот понять – нет. Да и их поймут разве что по общеизвестным жестам. А кто знает о том, что существуют целые театры, где играют глухие люди? Глухие поют песни на жестовом языке, организовывают фестивали. Вопрос в образованности. Языку жестов не учат в школах и университетах, считая, что это не нужно. А тем не менее, мы ходим рядом и не редко можно встретить людей, который «общаются, танцуя руками». Жестовый язык – это возможность понять и быть понятым. А еще это развитие мелкой моторики и образного мышления. И еще один

 

·       Незрячие. Здесь речь идет о разметке, звуковых сигналах, возможности прочитать хотя бы основные вещи, например, схему веток метрополитена. Последнюю, кстати, разработали активисты, где шрифтом Брайля (специальный шрифт для незрячих, состоящий из выпуклых точек, которые образуют буквы) обозначены станции, переходы и т.п., но висит такая схема на нескольких центральных станциях метро. Есть в Киеве с десяток, может больше, светофоров, которые оповещают специальными звуками про загорание зеленого, наблюдали и несколько с голосовой озвучкой. В некоторых новых лифтах на кнопках используется шрифт Брайля и голосовые сигналы. Но это пока что, к сожалению, исключения, нежели правило.

 

Можно копать и дальше. И если дальше – то окажется, что даже потребности больших социальных групп нивелируются. Например, немало домов, возле которых нет игровых площадок для детей, но зато красуется внеочередной магазин или салон красоты.

 

Мы считаем, что основная трудность во включении разнообразных людей в общество находится в сознании и подсознании людей. Готовность встречаться с инаковостью, привычка интересоваться, узнавать и познавать вместо отталкивания и отворачиваться – это следствие воспитания, т.е. – социальных принятых норм, а также личной осознанности или ее отсутствия. Изменение систему начинается с человека.

Пока ми видим себя и свой малый круг, в голову многие вопросы не придут, многие люди не будут замечены. Это как видеть только зеленый, даже зимой. И не любить голубой – потому что он не такой, как зеленый, и потому - непонятный. И все же  - давайте еще раз посмотрим на мозаику и представим, что она только красная, или желтая. Получится ли тогда рисунок? Эх, вряд ли. И это в наших руках – создать рисунок из множества оттенков, даже если у нас «все хорошо». Добавляя цвета  – каждый и каждая из нас делает свою жизнь яркой. Давайте разукрасим свой мир, в котором есть место разным цветам!


*******

Одна из задач нашей Студии - быть максимально открытой к разным социальным группам, людям с разными потребностями, возможностями и особенностями. Мы благодарим нашего партнера - Национальный музей Тараса Шевченко за предоставленное помещение для занятий, удобное по расположение и архитектурно доступное!

Поддержка нашей Студии - это поддержка разнообразия, это развитие культуры диалога, сотрудничества с помощью творчества. Давайте сделаем это вместе!



 

Читай також

comments powered by Disqus