Культура соперничества ведет к войнам

Культура соперничества ведет к войнам

469 8 хвилин хв. читання
10.07.2014
Выдержки из книги «Сидя в огне» Арнольда Минделла, основателя процессуально ориентированной психологии

В природе по-настоящему важен процесс, а не совершенство.

Урок состоит в том, что отдельные люди в одиночку или объединившись могут совершить квантовый скачок для всего остального мира. Не недооценивайте то, чего мы можем добиться как индивиды только потому, что в мире людей миллионы, а нас всего несколько человек. Само ощущение того, что вы не можете изменить мир, это всего лишь еще один край, который следует преодолеть. 

Полярность является основой осознавания. Мы не можем ограничиваться лишь чтением учебников друг о друге. Нам необходимы места, где мы можем встречаться, спорить, высказывать наболевшее, вступать в эмоциональные состояния и использовать нашу осознанность.

Если вы в роли лидера, ждите, что вас непременно атакуют. Помните, других людей часто раздражает не только то, что вы делаете, но и тот факт, что у вас есть ценимая социумом роль. Когда вас в чем-то обвиняют, сделайте шаг вперед, выскажите свои чувства всенародно, хоть по телевидению, показывайте своему народу и своей стране, как может развиваться работа со взаимоотношениями. 

Как хорошие общества развязывают войну

Первичной причиной конфликта является дисбаланс власти. Демократические общества, верящие, что ведут неагрессивную политику, повинны в общественном гнете. Это происходит: 

На семейных собраниях, где некоторых третируют за то, что они не соответствуют нормам данного мини-социума.

В школах, которые унижают детей за нарушение правил и обучают их только ценностям и истории мейнстрима, игнорируя немейнстримовские ценности и коммуникативные стили.

На предприятиях бизнеса, добившихся экономического успеха за счет окружающей среды, меньшинств и потребностей индивидов.

На государственных службах, таких, как полиция, которые нарушают права меньшинств.

В газетах, не сообщающих информацию, касающуюся маргинализированных групп.

В средствах массовой информации, которые либо описывают меньшинства, используя негативные стереотипы, как «уголовник» или «неквалифицированный служащий», либо игнорируют меньшинства, освещая лишь жизнь доминирующей социальной группы.

В банках, оказывающих предпочтение средним и крупным мейнстримовским деловым предприятиям.

В религиозных группах, которые угрожают «грешникам» карой или иными способами дают тем, кто в этих группах не состоит, почувствовать, что они лишены шансов на спасение.

В медицинских заведениях где игнорируют чувства пациентов.

В психологии, утверждающей, что состояния сознания не зависят от социальных проблем, и считающей людей, не входящих в мейнстрим, душевнобольными.


Культура соперничества ведет к войнам

Многие духовные воззрения на права человека антропоцентричны. Мы нуждаемся в космотеандрическом видении, то есть в таком, которое включает богов, людей, животных и всю окружающую среду. Общественный гнет идет рука об руку с правовой системой, основанной на принципах соперничества. Ее цель не улучшить взаимоотношения в обществе, а установить, кто прав и кто виноват. Такая система поддерживает власть и силу, а не понимание и упрочение связей между людьми. Она работает на повышение конформизма и продуктивности, а не степени сострадания.

Любой конфликт представляет собой смесь социальных, физических, психологических и духовных напряжений.

Роль СМИ

Обычные средства информации чаще всего освещают «конфликты», показывая нам, как «хорошие» бьют «плохих» или, наоборот, как побеждают «плохие». Установка на соперничество и борьбу приносит прибыль. Она рассматривает мир, как гигантский футбольный матч между двумя командами, у которых нет никаких иных взаимоотношений друг с другом.

Психологические и духовные группы избегают политики

Они предпочитают медитировать, работать со своими сновидениями, воссоздавать древние ритуалы и концентрироваться на своих взаимоотношениях с божеством, с бессознательным или со своими возлюбленными. Им не хочется вмешиваться в процессы социальных перемен. Они заинтересованы во внутренней работе, ведущей к интегрированной личности, к гармонии и покою, но не в работе с миром, в которой мы вынуждены проявлять терпимость к конфликту. Они порождают «групповой процесс», запрещающий гнев, спасающий наши леса или исчезающие виды деревьев, в то же время оставаясь совершенно не информированными относительно воздействий токсичных отходов в больших городах и проблем, связанных со СПИДом. 


Мы сами долго игнорировали социальные проблемы

Наше правительство вознаграждает тех, кто не раскачивает общую лодку: вам разрешается, например, иметь свое жилье, видеомагнитофон и собственный автомобиль. Эти чаевые пьянят вас, и вы в своем наркотическом забытьи не замечаете вопиющих поступков своего правительства. 

Когда наши фундаментальные экономические нужды удовлетворены, когда у нас есть комфорт собственной квартиры и телевизора, мы склонны игнорировать социальные проблемы. Мы забываем о привилегиях и рангах, когда они у нас есть. Если у нас есть достаточно пищи, чтобы мы не оставались голодными, и достаточное количество материальных вещей, которые помогают нам не скучать, мы с меньшей вероятностью беспокоим правительство из-за его империалистической политики. 

Каждая группа является лучшим экспертом по разрешению собственных конфликтов

Каждая группа - лучший целитель для самой себя

Евроцентричный стиль работы с конфликтами акцентирует процедуры, компромиссы и принятие решений и плохо различает эмоциональный фон межличностного конфликта и взаимоотношений. Африканские культуры в большей степени ориентированы на взаимоотношения. В обращении с конфликтами каждый народ нуждается в собственной психологии.

Система в целом старается не допускать, чтобы крупные группы собирались вместе для прорабатывания проблем. 

Нам отчаянно необходима мудрость индейцев, африканцев, мусульман, евреев, буддистов и христиан. Если мы нацелены на целостность, мы должны обратиться ко всем аспектам своего многообразия, включая и беспорядки, с которыми сопряжено многообразие.

Стадии развития группы

Период, когда духовный опыт, новые идеи или внешняя опасность сплачивают людей.

Фаза диктатуры, когда кто-то берет верх над другими и указывает остальным, что им делать.

Борьба за консенсус в связи с тем, что следует предпринять далее.

Эксперимент с демократией — попытка обеспечить права и дать всем равную власть.

Период империалистического подъема, когда группа неявно соглашается с тем, что пришло время экспансии, каким бы ни оказался ответный удар.

Период ответных ударов от других групп.

Войны за территорию, направленные в конечном счете против людей и окружающей среды. Среда восстает.

Время возросшей осознанности и глубокой демократии, когда учитываются конфликты, связанные с вопросами возраста, расы, религии, пола, здоровья, сексуальной ориентации и окружающей среды. 

Старейшина – лидер нового типа

Лидеру важно большинство; старейшина защищает каждого.

Лидер ищет смуту и пытается положить ей конец; старейшина видит в смутьяне потенциального учителя.

Лидер стремится быть честным; старейшина старается показать истину, присутствующую во всем.

Демократический лидер выступает за демократию; старейшина тоже это делает, но он выслушивает также диктаторов и призраков.

Лидеры стараются делать свою работу наилучшим образом; старейшины же пытаются добиться того, чтобы и другие становились старейшинами.

Лидеры стараются быть мудрыми; у старейшин нет собственного разума — они следуют событиям в природе.

Лидеру нужно время для размышления; старейшине необходимо лишь мгновение для того, чтобы замечать происходящее.

Лидер знает; старейшина учится.

Лидер пытается действовать; старейшина предоставляет явлениям быть.

Лидеру нужна стратегия; старейшина изучает настоящий момент.

Лидер следует плану; старейшина же почитает направление таинственной и неизведанной реки.

Лидеры разрабатывают стратегии достижения победы, старейшина замечает других людей и становится их учеником.

Лидер концентрируется на проблемах; старейшина не только на них, но и на чувствах.

Лидер пытается менять людей; старейшина исходит из того, что мы все являемся как раз тем, чем должны быть.

Лидер считает, что будущее зависит от того, какая политическая партия возглавит правительство; для старейшины будущее зависит от того, будет ли дано неведомому проявиться. Следовательно, старейшина концентрируется не на вопросе о главенстве или успехе одной полярности над другой, а на взаимодействии между ними.

Когда глубоко сокрытый социальный конфликт выражен, когда каждая сторона занимает свою позицию и разногласия прояснены, старейшина предоставляет процессу быть, даже если это не приводит к разрешению конфликтов. Для людей может оказаться облегчением само признание невозможности подвести итог. Иногда вы, конечно, будете чувствовать, что должны направлять процесс. И все же, если вы учите других следовать неведомому, если вы чувствуете, что жизнь зависит от сил, которые больше, чем вы сами, то и люди в группе, где вы фасилитируете, научатся такой же осознанности и уважению.

Выдержки из книги Арнольда Минделла «Сидя в огне». Подготовила Тамара Сухенко для humantime.com.ua. Имиджи – buamai.com

АРНОЛЬД МИНДЕЛЛ – американский психотерапевт, писатель и основатель процессуально ориентированной психологии. Автор 19 книг, изданных на 20 языках. 

Автор
ВЕЛИКА ІДЕЯ — платформа фінансування проектів через Спільнокошт / медіа соціальних інновацій

Зрозумілі поради, завдяки яким бізнес зможе вийти на краудфандинг, а значить залучити ресурси, підвищити впізнаваність свого бренду та зростити спроможність команди.

Роберт Халф дослідив відмінності роботи представників різних поколінь на робочому місці. Директорів компаній запитували: «У якій із наведених сфер ви бачите найбільші відмінності серед співробітників вашої компанії різних поколінь?» 30% відповіли, що в навичках спілкування, 26% — адаптації до змін, 23% відповіли, що в технічних навичках. Тільки 7% відповіли, що люди різних поколінь не відрізняються в роботі.