#уроки рисования в Музычах

 

 Когда вы будете учить нас рисовать?

 Я учу вас думать, рисуя…

 Когда вы будете учить нас рисовать?

 Я учу вас думать, рисуя…

 Мы хотим научиться рисовать красиво-красиво…

 Сейчас художники во всем видят красоту, в самом обыденном, иногда всего лишь дополняют своим смыслом уже существующий смысл (готовую форму).

 Это как?

 Техникой коллажа, например. Я принесла вам газеты, ножницы, клей и чистую бумагу. Смело вырезайте тексты и изображения из газет и создавайте свои собственные композиции, дополняя словами и рисунками.

Дети будут довольно свободно обходиться с поставленной задачей. Но я бы советовала задавать им вопросы по поводу каждого из их решений – осознание ответственности за каждое художественное высказывание должно быть привито, чтобы они не делали – рисунок, живопись или коллаж.

 «Шапка президента Украины Путина»?

 Я собиралась дописать «бывшего»…

 «Не їш много тортов, бо жінка не полюбить!»

 А мужчина полюбит ту, которая ест много тортов...?

 

 «США – шумные места. Если приедешь, надевай наушники, а то достанут»

 Думаешь, нет в США таких же мест, как наше село Музычи?

Газеты иностранных изданий внесут в упражнение по технике коллажа дополнительный смысл – дети будут работать с международным контекстам.

 «Во всем виноват Путин и Порошенко»!

 Откуда такое мнение?

 Дедушка так говорит.

 Откуда думаешь у него такое мнение?

 Из газет?

 Таких, как мы режем?

 Нет, по-немецки он не понимает…

 В немецких газетах, часть вины как ты пишешь «капец в Украине» возлагают и на Германию и на США…

 

Упражнение по технике коллажа может быть вводным для разговора об эпохе постмодернизма, которая начинается в начале XX века и по мнению экспертов, продолжается до сегодня.

Один из её основополагающих признаков – использование готовых форм для создание новых художественных произведений – газеты бесспорно можно считать готовой формой, а коллаж — произведением искусства. Но создавать новые смыслы художники-постмодернисты могут лишь тогда, когда все существующие смыслы известны. Поэтому история искусства как череда последовательных событий, эпох и стилей должна быть одним из ключевых знаний для современного человека.

Упражнение о истории искусствà для детей возраста 11 лет, я бы предложила начать с просьбы.

 Для того, чтобы говорить об истории искусства предметно, но не отвлечённо, я вас попрошу хорошенько «поискать искусство» в ваших собственных домах?! Не бойтесь ошибиться! Это могут быть картины, вышитые подушки, также репродукции картин в журналах, на открытках и упаковках конфет… То, что вам родители не разрешат принести на следующее занятие, пожалуйста сфотографируйте. Договорились?

*** 

 Спасибо большое, что выполнили это непростое занятие...

 А что мы будем делать с этим всем..?

Мы выстроим все это искусство во времени – по годам его создания, а значит, по эпохам и стилям… Многое из того что вы принесли окажется далеко от наших дней, а что-то очень близко.

Скорее всего, дети не смогут полноценно участвовать в этом упражнении. Но им важно усвоить, что каждое произведение имеет своё место – свой исторический и социальный контекст.

 Что мы ставим первым?... У вас в руках репродукции, значит там должны быть подпись: «автор и год создания», возможно столетие создания – смотрим все вместе, какая должна быть самая самая..?

 Давно?

 Да!

 Что ж, похоже вот эта скульптура, датируемая XV веком будет первой… Согласны… А что потом?

 XVI век… верно и так до наших дней…

 А это самая красивая работа!?

 Это не меняет наших правил, смотрим, когда она была создана… кстати, абсолютное повторение этой работы в другом времени и другим художником не имеет прежней силы… То есть, если вы точь в точь нарисуете эту девушку в кокошнике, не думаю, что вашу работу тоже напечатают в журнале.

Но все же детям можно предложить сделать копии репродукций картин с помощью прозрачной бумаги (им уже знакомый приём). Но обязательно проследить, чтобы они написали год создания этого произведения искусства – помним, наше упражнение о том, что «каждое произведение в истории искусства имеет своё место – свой исторический и социальный контекст».

 Среди принесённого детьми материала могут встретиться реплики на произведения искусства.

 О… А я вам сейчас покажу картину с которой была сделана эта упаковка. Авторы этой картины – Иван Шишкин и Константин Савицкий. Как вы думаете когда они создали эту картину?

 Давно.

 В конце XIX века. Почти двести лет назад. Это была эпоха реализма. Обратите внимание, как тщательно написана каждая деталь?

 Как в фотографии.

 Тогда фотоаппараты уже существовали, но не были так распространены как сейчас.

 Мобильных с камерами тоже не было?

 Нет. Поэтому эта картина пользовалась большой популярностью в своё время.

 А сейчас что нет?

 Сейчас над ней даже посмеиваются, используя технику коллажа – ту, что мы совсем недавно изучили.

Дети непременно будут смеяться. Они распознают ещё одну черту эпохи постмодернизма – позволяется шутить даже если перед вами предмет классического искусства.

п.с. Большинство фотографий, использованных в статье, было сделано детьми-участниками занятий.

Автор
Алевтина Кахідзе, народилася в Жданівці в 1973р., навчалася на художницю спочатку в Києві (1996-2004), потім в Маастріхті (2004-2005). Переїхала до села Музичі у 2007 році, де зараз живе і працює. Має мистецькі нагороди і премії, про які не любить говорити, але розуміє, що вони вплинули на неї.

Лучяно Барізоне та Лорен Віссо розмовляють про чуттєвість кінематографістів та художність документалістики

Маршалл Розенберг, автор терміну «Ненасильницька Комунікація», говорив, що конфліктів на рівні потреб не існує, вони існують на рівні стратегії задоволення цих потреб.