#уроки рисования в Музычах

 

В своем втором уроке Алевтина Кахидзе вместе с школьниками сравнивает село и город, а также размышляет о месте электричества в нашей жизни, тем самым приучая детей думать.

На протяжении учебного года 2014-2015 художница Алевтина Кахидзе проводила уроки внеклассного рисования  в общеобразовательной школе село Музычи Киевской области, где ей удалось разработать свой метод преподавания.

 

А что мы будем рисовать сегодня?

Мы будем составлять график «село и город». То, что нам нравится в селе мы заносим со знаком «+», а того, чего в селе нет, а в городе есть, заносим со знаком «-»…

А зачем?

А почему не сделать такой график, это же интересно поразмышлять?

Мы будем размышлять?

Мы нарисуем наши размышления! Кстати, а кто сегодня документирует процесс?

Можно я?

Держи.

На каждом занятии один из детей-участников документирует процесс, чтобы следующее занятие начать с просмотра фотографий, сделанного ребёнком-документалистом, чтобы дети увидели процесс, в котором они участвовали.

Ответив на вопрос: что нам нравится в селе, ребёнок приобщится к процессу осознания действительности. Ответив на вопрос: что в городе есть такого, чего в селе нет, – приобретет опыт осмысления.

Это довольно сложное упражнение посвящённое осознанию и осмыслению необходимо закрепить упражнением попроще – менее масштабным по смыслу – чем-то ситуативным, даже временным…

***

А вы знаете о веерных отключений света в нашем селе?

Занятие проводилось зимой 2015 года, отключения электричества имели место в Киевской области.

Да!

Можете написать мне график этих отключений?

Да!

Даю три минуты и родителям не звонить.

Что ж, Вы здорово осведомлены, когда в нашем селе отключают свет. Давайте поразмышляем, что мы можем делать, когда электричества нет, и что мы можем делать, когда электричество есть?

А зачем?

Мы – дети (когда я с вами, мне тоже девять лет), мы мало чем можем повлиять на мир взрослых – кто-то из нас разве может сделать так, чтобы электричество не отключали?

Нет, мы не можем!

А когда вырастем, сможем?

К тому времени этот вопрос может уже не стоять.

Но если вы умеете размышлять, тогда на многое вы сможете влиять в будущем. Поэтому предлагаю учиться этому прямо сейчас.

А как начать?

Я бы разделила лист пополам, на одной половине написать «Что я могу делать, когда есть электричеством?», на другой – «Что я могу делать, когда электричества нет?»

А Ира подсматривает…

Мы не рисуем секретов и я не буду Вам ставить оценки за ваши рисунки. Ира, что ты можешь делать когда электричества нет?

Я могу гулять на улице.

А когда стемнеет?

Нет… мама скажет, что я упаду в темноте… фонари же не будут работать…

Верно не будут. А если звёздная ночь, упадёшь?

Все равно мама не разрешит…

Сравнительная характеристика села и города, как и размышления о том, какое место в нашей жизни занимает электричество – упражнения, которые ребёнок не сможет выполнить без помощи взрослого.

Необходимо поразмышлять с ним вслух и показать, как размышления могут быть нарисованы. Но зачем детям девяти лет учиться осознанности и осмысленности – не рано ли? Но дети смогут выполнить эти упражнения довольно неплохо и перейти к обучению рефлексии.

Обучение рефлексии должно быть фундаментальной задачей в образовании ребёнка, поскольку глубина рефлексии напрямую связана с уровнем образованности человека, способности контролировать себя и моральностью.

Все фотографии к этой статье были сделаны детьми во время занятий.

А можно я маме покажу мои рисунки?

Конечно, все покажите. А если ваши мамы, папы, бабушки, дедушки спросят: зачем размышлять, что дети могут делать без электричества, что ответите?

Нужно размышлять, чтобы знать, что делать, когда света нет.

А что вы теперь знаете?

Размышлять можно без света.

А рисовать размышления можно без света…?

Со свечкой, днём, или когда включат свет!

Автор
Алевтина Кахідзе, народилася в Жданівці в 1973р., навчалася на художницю спочатку в Києві (1996-2004), потім в Маастріхті (2004-2005). Переїхала до села Музичі у 2007 році, де зараз живе і працює. Має мистецькі нагороди і премії, про які не любить говорити, але розуміє, що вони вплинули на неї.

Багато відомих культурологів розглядають ритуал, міф та міфологічних персонажів як метод соціальної комунікації. 

Внезапная свобода может убить. Метамодернистка изучает границы ответственности за вмешательство.