Как это делается: инди-издательство NIICE

Как это делается: инди-издательство NIICE

2119 11 хвилин хв. читання
31.10.2013
Арианна Хмельнюк и Тарас Гимирович создали маленькое альтернативное инди-издательство Niice, цель которого – издавать штучные книги, артбуки и зины и обучать людей искусству самиздата.

На волне глобальной индивидуализации в Украине появляется все больше проектов, развивающих локальные и индивидуальные инициативы. Так, в пику крупным книжным издательствам, создаются низовые проекты, которые неординарны своей нишей и которые уже на старте могут привлечь и объединить профессионалов. БОЛЬШАЯ ИДЕЯ поговорила с сооснователем Niice Арианной Хмельнюк и узнала, как организовано инди издательство.

 

Как появилось издательство Niice?

Наша инициатива образовалась более двух месяцев назад, и с тех пор мы успели организовать уже 40 творческих встреч с участием 11 специалистов. В течение лета мы принимали активно участие в разработке концепта арт-кластера «Выдубичи» и параллельно разрабатывали собственный проект, который мог бы туда встроиться. Изначально мы с Тарасом Гимировичем хотели сделать коворкинг для художников и дизайнеров, в идеале – чтобы там было свое оборудование для цифровых и ручных видов печати. Но так как запуск арт-кластера постоянно откладывался по разным причинам, мы решили делать адаптивный проект, который не будет привязываться к одной площадке. Конечно, это был эксперимент.

Для начала мы разработали концепт независимого издательства зинов и артбуков, которое будет связующим звеном между молодыми авторами и конечным продуктом. Нам интересно не только воплощение некоторых авангардных идей, но также изучение границ творческой среды и постподдержка наших изданий. Необходимо сформировать некий актуальный архив, который мы могли бы показать в ближайшее время на международных книжных выставках.

Мы верим в поощрение творческой деятельности и надеемся, что наше окружение это оценит и тоже будет способствовать быстрому развитию самиздата как самодостаточной художественной практики.

 

Образовательная платформа

Это не тот случай, когда ты долго создаешь массивную книгу и зарабатываешь большие деньги с продаж. Мы пока только вкладываем, но нас вдохновляет процесс. В самиздате важны вовсе не деньги. Это свобода самовыражения, это исследование и возможность поделиться своим объектом с людьми на другом конце света. В бесконечных веб-ссылках ваш проект быстро затеряется, а зин произвести можно легко, работа над ним захватывает, и готовый объект остаётся у вас в руках, вы с ним тесно взаимодействуете. Мы доносим эту идею с помощью своих воркшопов. После таких творческих встреч наши участники вполне могут применить эти навыки в любых областях. Я сама раньше бывала в зарубежных арт-резиденциях и видела, как демократично там организованы подобные инкубаторы.

Для развития этого движения важно, чтобы издания зинов, журналов и книг все-таки были лимитированными (от 100 до 500 экземпляров), а цена – доступной. Но в принципе все, кто интересуется самиздатом, понимают эту специфику. Иногда ты можешь встретить уникальное издание, которое стоит дороже среднего, но есть множество показателей и субъективных моментов, которые это оправдывают.

Мы стали очень быстро развиваться и довольно скоро начали организовывать спецпроекты – образовательные встречи. Первая встреча была реализована при спонсорской поддержке «Коника Минолта Украина». Также нас поддержали ребята из «Я Галерея», в частности, Павел Гудимов. Интенсив получился удачным, судя по отзывам 35 человек, которые активно поработали с различными дисциплинами и за два дня встретились с 11 профессионалами из различных областей: дизайн, ручные виды печати, журналистика, типографика и шрифтовое искусство, кураторская практика, самообразование и др.

image

«Мы стали очень быстро развиваться и довольно скоро начали организовывать спецпроекты – образовательные встречи» – рассказывает Арианна Хмельнюк

Мы экспериментировали с ручными и цифровыми видами печати, насколько это было возможно в тех условиях, под чутким руководством ребят из «Гачи-Причи». В этом же проекте мы начали тесно сотрудничать с иллюстратором и педагогом Варварой Перекрест, которая сейчас преподаёт в Британской Высшей Школе Дизайна в Москве.

В рамках лекционной программы на ГОГОЛЬFEST-2013 мы организовали приезд Алексиса Завьялова, который основал один из самых успешных холдингов – издательство и сеть книжных магазинов Motto. Недавно мы стали дистрибьюторами журналов и зинов из Motto Berlin, которые представлены в Киеве в единственном экземпляре. Кстати, мы как раз ведем переговоры с несколькими книжными магазинами и галереями – хотим сделать стационарный корнер Niice, где можно будет приобрести уникальные интеллектуальные издания по дизайну, рисунку, искусству и фотографии.

Что касается печати, то оборудование, которое может решать наши запросы, дорогое, одной машиной не обойтись, поэтому мы не являемся собственно типографией. Мы решили работать с подрядчиками и партнерами, но здесь появляются другие препятствия, связанные с качеством: хорошего издательского рынка у нас сейчас нет, а адаптироваться под то, что есть, нам не интересно. Поэтому пока что мы в активном поиске профессионалов и фанатов качества. Сейчас, чтобы сделать даже простой зин или открытки, которые было бы приятно держать в руках, надо посетить от 5 до 10 точек на карте: склады, порезки, склейки, сшивание, коробки. Что уже говорить про саму печать и нестандартные решения. Даже наличие бюджетов не спасает от того, что вам сделают от 30 до 50 процентов брака или вообще не возьмутся за реализацию. Эта история знакома всем, кто сталкивается с полиграфиями.

 

Трудности печати

Пока что часто приходится объяснять людям, что такое самиздат, почему такие форматы активно развиты на западе и зачем они нам. На наших мероприятиях мы просим аудиторию стремиться к осуществлению реальных проектов, пусть экспериментальных, но чтобы идеи не оставались на стадии концепта. Многое надо пробовать на практике, важно учиться работать в команде. Пока что у нас получается объединять людей, интересующихся типографикой, дизайном, иллюстрацией, книгоизданием, которые занимаются кураторской деятельностью и галерейным бизнесом. Значит, мы движемся в правильном направлении.

Одна из важных целей нашего проекта – вдохновлять. Многие из тех, кто сейчас учатся в вузах на дизайнеров и архитекторов, испытывают сомнения в вопросах будущего и своей профессии. Чаще всего они вообще не заинтересованы в развитии своей отрасли. Им мало кто показывает, как ее надо развивать и зачем. Все это, конечно, взаимосвязано с экономикой и некой тишиной в социальной позиции молодежи. Мы очень хотим пообщаться со студентами, потому что тоже находимся в поиске талантов. Нас приглашают читать лекции про самиздат и самообразование разные прогрессивные платформы, но пока в университеты звали лишь отдельные студенты из тех, кто попадал на наши мероприятия.

image

«Пусть самиздат остается в своей нише и будет популярным только среди фотографов и художников, которых ни одно приличное издание не напечатает»

Также мы запланировали визиты в города Украины, где ситуация еще грустнее, чем в Киеве. В плане художников сейчас на манеже все те же, и самый простой способ – печатать буклеты наших уже известных персоналий. Но хорошо, что некоторые галереи и так это делают, как дополнение к их выставкам. А мы предлагаем, чтобы конечной целью художественного проекта была именно книга или зин и чтобы высказывались пока еще неизвестные ребята.

Сейчас я веду переговоры с коллегами из Берлина, Лондона, Сан-Франциско и Москвы. Наши первые публикации – открытки «УФА» (Украинская Фотографическая Альтернатива) и двойной зин совместного проекта «Гачи Причи» и творческого объединения «ВАЛ» – уже продаются в Берлине, в культовом книжном магазине Motto Berlin, что мы считаем нашим первым успехом. На самом деле наши восточноевропейские авторы интересны Западу, но им сложно найти о них какую-то информацию.

Ребята, основавшие в России издательство «Принтоголик», когда-то сказали: «Пусть самиздат остается в своей нише и будет популярным только среди фотографов и художников, которых ни одно приличное издание не напечатает». К счастью, мы создали проект, который сложнее, чем просто посредник. Нам пришлось создавать бесплатные образовательные программы, чтобы аудитория включала фантазию и открывалась к арт-экспериментам. Только так, по нашему мнению, в целом может что-то поменяться. Это локальная история, которая способна менять индустрию, но которой нужно время, чтобы побудить молодых специалистов к действию.

 

Подборка зинов и арт-буков от издательства NIICE

Never Odd or Even, volume II

В этом зине – нестандартное повествование. Это 30 суперобложек, сложенных в определенной последовательности, хотя я думаю, что эту историю можно тасовать и влиять на суть нарратива. Странные вопросы поднимаются в обложках несуществующих книг: Важно ли определить свое семейное древо? Как это – заниматься сексом в носках? Как много  невидимых произведений искусства может поместиться в одной комнате?  

 

Café Royal Books

Зины этого издательства занимают важное место в моей растущей коллекции. Это издание – про урбанистику, но каждое их творение достойно внимания, особенно тех, кто любит документальную и классическую фотографию. Забавные, но исторически важные документации про британские ритуалы, хиппи 70-х, Лондон и другие темы. Зачастую каждый выпуск выходит тиражом всего лишь 150 экземпляров. У нас есть несколько выпусков, которые больше нигде не купить.

 

Berlin For You

Лимитированные хендмейд-издания фотографа Энрико Фригнани. Это путеводители и записные книжки в формате мудборда, картотеки впечатлений, в которых много фотоколлажей. Вам может попасться музыкальный диск, визитные карточки, фотографии, карта района – все вручную пришито нитками. Обложки часто сделаны из вощеного хлопка или кожи, коллажа из различных видов ткани. В сериях этих объектов – бесконечное количество деталей и вложений. Книгу не хочется выпускать из рук, а хочется подолгу и с любопытством разбираться с содержимым.

 

 

Флипбук и зин Дарьи Иринчеевой

Флипбук и зин Дарьи Иринчеевой сразу привлекает внимание заманчивой упаковкой-клатчем из отражающего защитного материала. Это издание и упаковка были созданы в Нью-Йорке, где Дарья работает директором галереи Family Business – анархистского оазиса, создателями которого являются знаменитые художник Маурицио Каттелан и арт-куратор Массимилиано Джиони. Два маленьких флипбука – это задокументированные видеоинсталяции, в которых каждая страница представляет собой кадр из видео.

 

Mono Kultur

Качественный независимый самиздат от Mono Kultur – про музыку, кино, литературу, моду, искусство, архитектуру. Нам нравится все, что делают эти ребята из Берлина во главе с Кай вон Рабено. Их вещи полны свободы, неотфильтрованных интимных интервью с крутыми персонажами. Тут есть обсуждения вплоть до рецептов любимых блюд, которые им готовили мамы, встречи с их детьми и многое другое. В то же время тут есть глубокие беседы с личностями вроде Тильды Суинтон, Ай Вэйвэя, Брайана Ино, Гризли Бир. В данный момент наш фаворит – это зин, созданный совместно с художницей и научным исследователем Сиссель Толаас. Это произведение про портреты мужчин в запахах. Сиссель использовала метод микрокапсулирования, чтобы заключить аромат в капсулы краски. Для того чтобы освободить запах, нужно потереть страницу.

 

 

Книга Мартино Гампера

Книга работ Мартино Гампера, освещающая его проект «100 стульев за 100 дней», – о том, как он изобретал их с помощью подручных средств и подержанных стульев. Они больше похожи на произведения искусства, но в то же время являются новым взглядом на дизайн. В этом эпическом проекте Мартино учитывает контекст истории материалов, а также привлекает в работу прохожих с улицы, создавая некий социальный контакт. Веселый дизайнерско-фетишистский экземпляр.

 


Typo Mag

Это не зин и не журнал, а элегантная книга в мягкой обложке. Typo Mag – это must have для интересующихся типографикой и желающих быстро ознакомиться с примерами классического и экспериментального подхода в периодических изданиях о моде, архитектуре, дизайне и фотографии. Подборка изданий очень интересная.

 

Автор
writer journalist socialworker

Зрозумілі поради, завдяки яким бізнес зможе вийти на краудфандинг, а значить залучити ресурси, підвищити впізнаваність свого бренду та зростити спроможність команди.

Чого ж нам бракує, щоб допустити майбутнє в Україні вже сьогодні? Одна з можливих відповідей — у нашому суспільстві ще не зібралася критична маса громадян, оснащених для реалій майбутнього, що стрімко наближається.