«Сделайте так, чтоб дети на опыте убедились, что самый богатый всегда есть вместе с тем и самый щедрый».


Жан-Жак Руссо, вдохновитель французской и прочих революций, написал книгу о воспитании несуществующего ребенка Эмиля, пять своих детей отдал в детский дом

 

— Детям прежде всего толкуют об их обязанностях, но никогда не говорят об их правах, т. е. начинают как раз с противоположного, с того, чего они не могут понять и что не может их интересовать.

 —————— 

— Аббат де Сен-Пьер называл людей большими детьми; можно было бы и – наоборот – детей назвать маленькими людьми. Как сентенции, эти положения заключают в себе долю истины; как принципы, они нуждаются в пояснении. Но когда Гоббс называл злого человека сильным ребенком, он высказывал мысль совершенно противоречивую. Всякая злость порождается слабостью; ребенок только потому и бывает злым, что он слаб; сделайте его сильным, и он будет добр: кто мог бы делать все, тот никогда не делал бы зла.

  ——————

— Сделайте так, говорил Локк, чтоб дети на опыте убедились, что самый богатый всегда есть вместе с тем и самый щедрый.

Эмиль, 1762

 

 

© Yoshitaka Mizutani

Георг Вильгельм Фридрих Гегель, великан философии, имел несколько детей от разных женщин 

 

— Дети должны быть послушны не ради послушания, а ради дисциплины, чтобы они, развиваясь, обрели свободную самостоятельность. Дисциплина внедряется авторитетом; возможность делать то, что надлежит, зависит еще от воли других, тем самым цель приходит к детям как нечто вне их наличное и происходит подчинение чужой воле. Кто не научился послушанию, не сможет и повелевать. Подчинение является прежде всего средством быть свободным человеком.

 ——————

— Дети суть в себе свободные, и жизнь есть непосредственное наличное бытие только этой свободы; поэтому они не принадлежат как вещи ни другим, ни родителям.

 ——————

— Следует заметить, что в целом дети любят родителей меньше, чем родители детей, ибо они движутся к самостоятельности и крепнут, следовательно, оставляют родителей за собой, тогда как родители видят в них объективную предметность своей связи.

Философия права, 1820



Фридрих Ницше, немецкий мыслитель, создатель самобытного философского учения

 

— Есть у меня вопрос к тебе, брат мой; точно некий лот, бросаю я этот вопрос в твою душу, чтобы знать, как глубока она. Ты молод и желаешь ребенка и брака. Но я спрашиваю тебя: настолько ли ты человек, чтобы иметь право желать ребенка? Победитель ли ты, преодолел ли ты себя самого, повелитель ли чувств, господин ли своих добродетелей? Так спрашиваю я тебя. 

Или в твоем желании говорят зверь и потребность? Или одиночество? Или разлад с самим собою? Я хочу, чтобы твоя победа и твоя свобода страстно желали ребенка. Живые памятники должен ты строить своей победе и своему освобождению. 
Дальше себя должен ты строить. Но сперва ты должен сам быть построен прямоугольно в отношении тела и души. Не только вширь должен ты расти, но и ввысь! Да поможет тебе в этом сад супружества! Высшее тело должен ты создать, начальное движение, самокатящееся колесо — созидающего должен ты создать. 

Брак — так называю я волю двух создать одного, который больше создавших его. Глубокое уважение друг перед другом называю я браком, как перед хотящими одной и той же воли. Да будет это смыслом и правдой твоего брака. Но то, что называют браком многое множество, эти лишние, — ах, как назову я его? Ах, эта бедность души вдвоем! Ах, эта грязь души вдвоем! Ах, это жалкое довольство собою вдвоем! 

Так говорил Заратустра, 1884

 

 

 

© Wikimedia Commons

Джон Дьюи, психолог, долгожитель, моральный авторитет довоенной Америки, последователь педагогики Руссо, отец восьми детей, в том числе двоих усыновленных 

 

— Постоянная, беспокойная подвижность детей кажется бессмысленной взрослым просто потому, что они давно привыкли к окружающей их среде и не нуждаются в беспрерывном исследовании, постановке опытов. Когда старшие пытаются привести ребёнка к состоянию покоя, неподвижности, они вредят его здоровью, портят его жизнь, обездвиживают его способность приобретать знания.

 ——————

— То, чему дети учат друг друга во время игр и переменок, а – часто в сто раз важнее, чем все уроки в классе. Понаблюдайте кошку, когда она в первый раз входит в комнату; она нюхает, она исследует всё кругом, она не остаётся спокойно и минутки. То же самое с ребёнком, когда он начинает осматриваться и как бы входит в комнату вселенной. И кошка, и ребёнок пользуются глазами, а ребёнок помогает себе руками, как кошка обонянием.

Школы будущего, 1917

 

 

Януш Корчак, основатель детских домов, борец за эмансипацию детей, относился ко всем детям как к своим

 

— В одном парижском детском доме я видел двойные перила: высокие – для взрослых, низкие – для детей. Помимо этого изобретательский гений исчерпал себя в школьной парте. Этого мало, очень мало. Где дома и сады, мастерские и опытные поля, орудия труда и познания для детей, людей завтра? Их не заметила еще архитектура; нет «стиля ребенка». Взрослый фасад здания, взрослые пропорции, старческий холод деталей.

 —————— 

— Следует помнить, что играют не только дети, но и взрослые, что дети не всегда играют охотно, что не все, что мы называем игрой, есть она на самом деле, что многие игры детей не что иное, как подражание действиям взрослых, что существует разница между играми за городом, в городе и в комнате, что детские игры нам следует рассматривать лишь принимая во внимание положение ребенка в современном обществе.

Дети смущаются присутствием взрослых и посторонних, стыдятся своих игр, отдавая себе отчет в их никчемности и случайности. Сколько в детских играх горького сознания недостатков реальной жизни, сколько болезненной тоски по другой реальности. Палка для ребенка – это не лошадка, просто он из-за отсутствия настоящего коня вынужден примириться с деревянным.

Одиночество ребенка наделяет куклу душой. Детство-это не рай, это драма.

   ——————

— Бывают люди, у которых глаза стеклянные. Можно ли эти глаза вынимать, можно ли этими глазами видеть? Зачем парики и почему все смеются над лысыми? Есть ли люди, которые умеют говорить животом? Настоящие ли барабанчики в ушах? Почему и слезы и море соленые? Почему у девочек длинные волосы и там тоже все по-другому? На сердце растут грибы? Умирать обязательно? Где я был, когда меня не было на свете? Сумасшедший - это больной? А пьяный – тоже больной? Кто хуже: пьяный или сумасшедший? Почему мне сейчас нельзя знать, как родятся дети? Что лучше – быть слепым или глухим? Почему дети умирают, а старики живут? Почему канарейка не может попасть в рай? Мачеха обязательно должна бить детей? Почему у некоторых волосы рыжие? Почему без мужа нельзя иметь ребенка? Что лучше – съесть поганку или чтоб змея укусила? Правда ли, что если постоять на дожде, то быстрей вырастешь? Что такое эхо, почему оно живет в лесу? Почему, если сложить ладонь подзорной трубой, можно увидеть целый дом? Как он там умещается? Что такое тень, почему от нее нельзя убежать? Правда ли, что если девочку поцелует усатый, у нее усы вырастут?

Как любить ребенка, 1919

 

 

 

Петер Хандке, писатель 

 

— Когда ребенок был ребенком, он однажды проснулся в чужой постели, а теперь это происходит с ним постоянно. Тогда многие люди казались ему красивыми, а теперь — лишь некоторые. Он имел ясные представления о рае, а теперь он о нем лишь догадывается. Тогда он не думал о не бытие, а теперь трепещет перед ним. Когда ребенок был ребенком, его жизнь была вдохновенной игрой, а теперь вдохновение иногда посещает его во время работы. 

Сценарий фильма «Небо над Берлином», 1987

 

Автор
ВЕЛИКА ІДЕЯ — платформа фінансування проектів через Спільнокошт / медіа соціальних інновацій

Зрозумілі поради, завдяки яким бізнес зможе вийти на краудфандинг, а значить залучити ресурси, підвищити впізнаваність свого бренду та зростити спроможність команди.

Маршалл Розенберг, автор терміну «Ненасильницька Комунікація», говорив, що конфліктів на рівні потреб не існує, вони існують на рівні стратегії задоволення цих потреб.