Мы представляем отрывок из книги «Сборник трудов Бааль Сулама», изданной Международной Академией каббалы. Это сборник статей каббалиста ХХ века Йегуды Ашлага (1884 – 1954), известного под именем Бааль Сулам за написание комментария на «Книгу Зоар» под названием «Сулам» (лестница - ивр.).
«С помощью каких средств мы можем ускорить достижение добра и счастья? Для того чтобы прийти к этой цели, в нашем распоряжении имеется четыре категории: «милосердие», «правда», «справедливость» и «мир». С помощью этих четырех категорий Высшее управление постепенно развивает человечество вплоть до его нынешнего состояния.
Проанализируем эти четыре категории, чтобы выяснить, к каким результатам привело их использование на сегодня и как они могут использоваться наилучшим образом в будущем.
Практические трудности в установлении «правды»
Теоретически, нет лучшей категории, чем «правда». Учитывая зависимость, существующую между индивидуумом и обществом, «правда» – это не что иное как ощущаемое индивидуумом благо, когда он отдает, то есть полностью выполняет возложенную на него функцию в отношении всего общества, и получает от общества свою часть по справедливости.
«Правда» всегда востребована, но на практике это качество совершенно не принимается обществом. Необходимо исследовать, что представляет собой практический недостаток, не позволяющий обществу принять эту категорию управления. Глубокое исследование практической значимости категории «правда» приводит к выводу, что она очень сложна для практическоо применения.
По существу, использование категории «правда» обязывает так уравнять всех индивидуумов в обществе, чтобы каждый получал свою часть в соответствии с приложенными им усилиями. Это единственная реальная основа отношений между людьми, в которой не приходится сомневаться. Ведь очевидно, что действия каждого, кто хочет извлечь пользу для себя из усилий другого, противоречат категории «правда» и здравому смыслу. Как сделать так, чтобы категория «правда» была принята всем обществом?
Если использовать понятные всем критерии оценки, например, количество отработанных часов, и обязать всех работать одинаковое время, категория «правда» все равно не будет реализована. Неприкрытая ложь проявится с двух сторон: со стороны физического состояния работника и с точки зрения его морального состояния.
Совершенно естественно, что все не могут работать одинаково. Всегда найдется такой человек, который вследствие собственной слабости прилагает за час работы намного большие усилия, чем другой человек за два часа.
Существует и психологическая проблема, так как по природе своей ленивый человек за один час тоже прилагает большие усилия, чем другой человек за два часа. Но используя лишь категорию «правда», нельзя обязать одну часть общества прилагать усилия большие, чем прилагает другая часть общества в целях обеспечения жизненно необходимого.
На практике получается, что сильные и предприимчивые по натуре члены общества, получают выгоду от усилий, прилагаемых другими, и злонамеренно эксплуатируют их, что вступает в противоречие с категорией «правда». Ведь сами они прилагают незначительные усилия по сравнению со слабыми и ленивыми членами общества.
Принимая во внимание естественный для жизни человека в обществе закон подчинения меньшинства большинству, мы также убеждаемся, что такое использование категории «правда», когда за основу принято фактическое количество часов работы, совершенно неприемлемо. Ведь слабые и ленивые всегда составляют большинство в обществе, и они не позволят сильным и предприимчивым, составляющим меньшинство, воспользоваться их усилиями.
Итак, мы не можем считать категорию «правда» решающим фактором, определяющим пути развития индивидуума и общества. Только с ее помощью нельзя построить общественные отношения в окончательно исправленном мире.
С еще большими трудностями в применении категории «правда» мы столкнемся, если примем во внимание, что каждый человек, базирующейся по своей природе на свойство единственности Творца, ощущает себя властителем в мире. Человек ведет себя так, как будто весь мир создан только для того, чтобы облегчить и улучшить его жизнь. При этом он не ощущает со своей стороны никакой обязанности давать что-нибудь взамен.
Иначе говоря, в природе каждого человека – использовать все творения в мире для собственной пользы. При этом даже если он отдает что-то ближнему, то делает это вынужденно. По-существу, отдавая, человек использует ближнего для своей пользы, только делает это ухищренно.
Смысл сказанного в том, что природа каждой ветви близка к своему корню. И поскольку душа человека исходит из Единственного и Единого властвующего над всем Творца, то человек чувствует, что все творения мира должны находиться под его властью и созданы ради его личной пользы. Это – непреложный закон.
При этом люди отличаются друг от друга лишь тем, что один выбирает использование творения для достижения низменных наслаждений, другой – для достижения власти, а третий – для достижения почета.
Более того, каждый человек согласился бы использовать мир для достижения всего вместе: и богатства, и власти, и почета, если бы это не стоило огромных усилий. Поэтому человек вынужден выбирать цель в соответствии со своими возможностями и способностями.
Можно сказать, что «закон единственности» властвует над сердцем человека. Никто не может избежать его влияния, каждый получает свою часть, великий – в соответствии со своим величием, малый – в соответствии со своей малостью.
Свойство единственности, присущее природе каждого человека, само по себе не хорошее и не плохое. Оно – природная реальность, и у него есть право на существование, как и у любой части творения. Нет ни малейшей надежды на то, чтобы отменить его или хотя бы немного смягчить его проявление, как нет возможности уничтожить весь род человеческий.
Мы совершенно не покривим душой, если скажем об этом свойстве, что оно представляет собой «абсолютную правду». Неумолимое воздействие свойства единственности исключает сомнения в том, что в человеческой природе нет ничего более далекого от равенства с другими людьми.
Как же можно убедить индивидуума руководствоваться категорией «правда», сулящей ему равенство со всеми членами общества, когда по своей природе он устремлен возвыситься над всем обществом?
Мы приходим к выводу, что нельзя рассчитывать на всеобщую поддержку использования категории «правда», которая совершенно не позволяет сделать счастливой как жизнь индивидуума, так и жизнь общества.
Использование в управлении категорий «милосердие», «справедливость» и «мир»
Обратимся к трем другим категориям – «милосердие», «справедливость» и «мир», призванных оказать поддержку категории «правда», позиции которой очень слабы в нашем мире. После включения этих категорий управления человечество начало свое медленное, ступенчатое движение к обустройству жизни общества.
Теоретически все члены общества согласились и безоговорочно приняли на себя управление категории «правда», но на практике повели себя абсолютно противоположно ее принципам. С тех пор понятию «правда» выпала судьба быть использованной самыми лживыми людьми. Невозможно разглядеть даже ее малейшие признаки в действиях и слабых, и праведников.
Поскольку люди не смогли вести себя в соответствии с категорией «правда», в обществе увеличилось количество слабых и эксплуатируемых. Тогда, чтобы в интересах всего общества обязать сильных и удачливых помогать слабым, относиться к ним снисходительно, милосердно и с состраданием, были востребованы категории «милосердие» и «справедливость».
Но природа человека такова, что в таких условиях количество слабых и обездоленных резко возрастает, и они становятся угрозой для сильных. Это приводит к столкновениям и раздорам. По этой причине стала востребованной категория «мир». Категории «милосердие», «справедливость» и «мир» появились и получили свое развитие вследствие слабости категории «правда».
Общество разделилось на группы. Одни приняли за основу категорию «милосердие», то есть сострадание, жертвование другим части своего имущества, а другие – категорию «правда», то есть принцип «мое – мое, твое – твое».
Эти две группы можно разделить так же на «строителей» и «разрушителей». «Строители» – это те, кто заботятся о благе общества и готовы ради этого поделиться с другими своим имуществом. «Разрушителям», по природе своей склонным к разрушению, удобна категория «правда», то есть принцип «мое – мое, твое – твое». «Разрушители» не готовы ни на какие жертвы ради других, даже если все общество находится под угрозой существования.
Надежда на мир
Когда внешние условия привели группы «разрушителей» и «строителей» к противостоянию, и возникла угроза их существованию, в обществе появились «миротворцы». Они отвергали силу и предлагали новые, справедливые с их точки зрения принципы жизни общества – принципы сосуществования.
Однако «миротворцы», появившиеся вследствие разногласий, происходят, как правило, из числа «разрушителей», то есть, сторонников категории «правда», руководствующихся принципом «мое – мое, твое – твое».
Будучи сильными и предприимчивыми, «разрушители» ради самоутверждения готовы рисковать даже собственной жизнью и жизнью всего общества, если общество не согласится с их мнением.
Тогда как «строители», сторонники сострадания и милосердия, для которых высшей ценностью является собственная жизнь и жизнь общества, не готовы подвергать опасности себя и общество ради того, чтобы общество согласилось с их точкой зрения. Ведь они всегда принадлежат к слабой части общества, трусливы и малодушны.
Смелые и рискующие всегда одерживают верх, поэтому, естественно, что «миротворцы» вышли из среды «разрушителей», а не «строителей».
Мы приходим к выводу, что надежда на мир остается призрачной, поскольку мир не представляет никакой ценности ни для «субъекта», ни для «объекта».
Ведь «субъектами» в каждом поколении являются «миротворцы», призванные установить мир во всем мире. «Миротворцы» созданы из человеческого материала, который мы называем «разрушителями». Они являются сторонниками категории «правда», то есть стремятся в основу мира заложить принцип «мое – мое, твое – твое».
Отстаивая свое мнение, эти люди готовы подвергнуть опасности свою жизнь и жизнь общества в целом. Такая решительность всегда дает им силу одержать победу над человеческим материалом, называемым «строителями», поборниками милосердия и сострадания, будучи трусливыми и малодушными, готовыми поделиться своим благом ради блага других в целях сохранения мира.
Выясняется, что требование правды адекватно разрушению мира, а потребность в милосердии адекватно миротворчеству. Поэтому нельзя надеяться на то, что разрушители приведут к установлению мир во всем мире.
Не дает никакой надежды на мир и «объект», то есть, сами условия существования мира, так как все еще не созданы условия для счастливой жизни индивидуума и общества в соответствии с категорией «правда», к которой стремятся «миротворцы».
Ведь всегда есть и будет существовать немногочисленная, но важная часть общества, которая недовольна предлагаемыми ей условиями, как мы уже показали выше, говоря о слабости категории «правда». Эти люди представляют собой готовый материал для новых инициаторов раздоров и для новых «миротворцев», сменяющих друг друга в каждом поколении.
Мир для определенного общества и мир для всего мира
Мы приходим к осознанию того, что мир в отдельном обществе обусловлен миром во всем мире. Человечество достигло такого уровня развития, что весь мир становится одним обществом, одним народом. Каждый человек в мире вынужден заботиться о благе всего мира и служить ему вследствие того, что обеспечивает свое существование за счет всего человечества.
Выше мы уже доказали абсолютную зависимость индивидуума от общества, сравнив человека с маленькой шестеренкой в машине. Жизнь и благополучие индивидуума зависят от общества, и таким образом, общественное благо и личное благо неразрывно связаны. Справедливо и обратное.
Соответственно, в той мере, в которой человек подчинен заботам о собственном благе, он непременно становится подчинен и обществу.
Общество определяется для индивидуума сферой, из которой он получает необходимое. Например, в древние времена эта сфера определялась одной семьей. Человек не нуждался ни в какой другой помощи, кроме как от членов своей семьи, и, разумеется, не зависел ни от кого другого.
В более поздний период, когда семьи стали жить вместе, человек стал зависим от своего поселения или города. Впоследствии, когда города и поселки объединились в страны, благосостояние человека стали обеспечивать все жители страны, и таким образом он стал зависеть от всех своих сограждан.
В нашем поколении благосостояние каждого человека обеспечивается людьми всего мира. В той же мере человек непременно зависит от всего мира, подобно шестеренке в машине.
Поэтому немыслимо прийти к идеальному общественному устройству и счастливой жизни в одной стране, если это не будет сделано во всех странах мира. Нужно искать справедливые пути, обещающие мир для всего мира. Ведь мера получаемого блага или зла любым человеком в мире зависит от меры блага или зла каждого индивидуума во всем мире и определяется ею.
Несмотря на то, что всеобщая взаимозависимость ощущается в достаточной мере, человечество все еще не осознает это должным образом. Низкий уровень осознания этого явления объясняется тем, что в соответствии с законами природного развития действие всегда предшествует осознанию явления. Поэтому только реальные действия подтолкнут человечество вперед в осознании тотальной зависимости всех от всех.
В действительности четыре категории противоречат друг другу
Четыре описываемых категории – «милосердие», «правда», «справедливость» и «мир», изначально присущие каждому человеку в определенном сочетании, все сильнее проявляются и противоречат друг другу по мере его развития и в зависимости от воспитания.
Если мы рассмотрим категорию милосердия в абстрактной форме, то обнаружим, что она противоречит всем остальным категориям. В соответствии с законами милосердия другим ка тегориям просто нет места в нашем мире.
Милосердие представляет собой условие: «мое – твое, твое – твое». Если бы все человечество вело себя в соответствии с этой категорией, то исчезли бы все великолепие и ценность того, что заключается в категориях «правда» и «справедливость». Ведь если бы каждый по природе своей был готов отдать ближнему все, что у него есть и ничего не получать от него, то исчез бы фактор, заставляющий лгать другому человеку.
Но если бы не было в мире «лжи», то не существовало бы и понятия «правда», так как категории «правда» и «ложь» зависят друг от друга. При этом исчезли бы и остальные категории, которые появились только для того, чтобы укрепить категорию «правда» вследствие присущей ей слабости.
Категория «правда» с ее базовым принципом «мое – мое, твое – твое», вступает в противоречие с категорией «милосердие», совершенно не терпит ее. С точки зрения категории «правда» принцип «трудиться и помогать ближнему» неверен, поскольку такой подход портит человека, приучая его эксплуатировать ближнего. А кроме того, правда утверждает, что каждый обязан копить на черный день, чтобы не быть вынужденным пасть бременем на ближнего в тяжелое время.
Кроме того, у человека всегда есть родственники или наследники его имущества, которые согласно принципу категории «правда» имеют приоритетное право на его имущество перед остальными. Естественным образом получается, что человек, раздающий свое имущество другим, выступает лжецом по отношению к родственникам и наследникам, если ничего им не оставляет.
Категории «мир» и «справедливость» также противоречат друг другу. Ведь для того чтобы установить мир, в обществе должны соблюдаться определенные условия, которые позволят разбогатеть умным и энергичным, затрачивающим усилия и применяющие свои способности, а лентяям и непрактичным людям – быть неимущими.
Таким образом, энергичный получит свою долю, а также долю своего ближнего – лентяя, и будет наслаждаться лучшей жизнью, а ленивые и непрактичные станут нищими и не смогут удовлетворить даже свои насущные нужды.
Разумеется, несправедливо так тяжело наказывать ленивых и непрактичных. В чем заключается прегрешение и преступление этих несчастных, если Высшее управление не наделило их проворством и умом? За что наказывать их страданиями, которые тяжелее смерти? Получается, что если справедливость является условием установления мира, то категория «мир» противоречит категории «справедливость».
В то же время категория «справедливость» противоречит категории «мир». Ведь если установить порядок раздела имущества в соответствии с принципом справедливости, то есть передать ленивым и непрактичным значительные ценности, то сильные и инициативные, безусловно, не будут знать покоя и отдыха, пока не отменят практику, подчиняющую слабым сильных и энергичных и приводящую к их эксплуатации.
Поэтому использование категорий «милосердие», «правда», «справедливость» и «мир» не оставляют никакой надежды на мир в обществе».