Документальный театр – это дом

Документальный театр – это дом

2242 11 хвилин хв. читання
29.10.2013
Документальный театр дает возможность отрефлексировать действительность и задаться вопросом: а кто мы в сегодняшнем дне? Какой он вообще, этот день? Человек познает себя в процессе вопрошания.

В городах Украины проходит театральный фестиваль «Документ», который собирал финансирование на Спильнокоште. 6 ноября он завершится постановкой «Леденец»: 50 актеров выйдут в пространство торгово-развлекательного центра «Большевик» и поставят там спектакль, посвященный обществу потребления.

Несмотря на то, что документальный театр очень популярен по всему миру, в Украине о нем знают непристойно мало. Поэтому БОЛЬШАЯ ИДЕЯ поговорила с организатором фестиваля «Документ» Андреем Маем о том, что такое документальный театр и метод «вербатим», каким он был раньше и чем актуален для современного общества.

 

«Рассерженные молодые люди»

В Украине активно работает несколько документальных театров. В Харькове, например, есть театр «Котелок», в Херсоне – центр им. Мейерхольда, во Львове проводится фестиваль современной драматургии «Драма.ua». Сейчас это направление активно развивается.

А началось все с того, что традиционный театр как культурный институт стал далеким от жизни и ее языка. Поэтому нужна была другая форма общения актеров со зрителями и зрителей с актерами. Документальный театр получил развитие в том числе благодаря группе драматургов в Великобритании, которые называли себя «рассерженными молодыми людьми». В 50-е годы ХХ века они заявили, что им надоело писать «хорошие», «складные» пьесы и что назрела необходимость быть честными по отношению ко времени. Они стали писать тексты, которые в корне изменили ход истории драматургии ХХ века.

«Всем все безразлично. Все пребывают в состоянии упоительной лени. Я с вами скоро вообще обалдею. Уверен, вы поставили своей целью свести меня с ума. Боже мой, как хочется хоть какого-то душевного подъема, хоть совсем немного. Просто услышать теплый, проникновенный голос – «Господи! Я живой!». Есть мысль – немного поиграем? Давайте притворимся, что мы человеческие существа и действительно живем. Почему для смеха не повалять дурака? Притворимся, будто мы люди», – говорил  главный герой пьесы «Оглянись во гневе» Джимми Портер.


Переосмысление драматургии

Документальный театр появился достаточно давно, в то время, когда драматургия переживала серьезный кризис. В ХХ веке появились новые драматургические направления, связанные с актуальными мыслями и течениями. Были переосмыслены многие вещи, спираль истории вышла на новый виток. В 1898 году в Москве появился художественный общедоступный театр под руководством Владимира Немировича-Данченко и Константина Станиславского. Этот театр породил целую плеяду новых мастеров и идей, которые сформировали театральную культуру ХХ века.

Первые спектакли Московского художественного театра были документальными и базировались на произведениях направления «новая драма». Походы на Хитров рынок (в ХІХ – начале ХХ века – одно из самых злачных мест в Москве, где собирался материал для пьесы Горького «На дне»), наблюдения за жизнью – это основа документалистики, которая в корне изменила театр ХХ века и породила так называемую «систему Станиславского». Сейчас документальный театр развивается столь же активно, правда, уже в несколько ином направлении, но в нем сохраняется тот бесценный опыт.

     
  Всем все безразлично. Все пребывают в состоянии упоительной лени. Я с вами скоро вообще обалдею. Уверен, вы поставили своей целью свести меня с ума. Боже мой, как хочется хоть какого-то душевного подъема, хоть совсем немного. Есть мысль – немного поиграем? Давайте притворимся, что мы человеческие существа и действительно живем. Почему для смеха не повалять дурака? Притворимся, будто мы люди – говорил главный герой пьесы «Оглягнись во гневе» Джимми Портер  
     
image

 Организатор фестиваля «Документ» Андрей Май

Метод «Вербатим» своей целью ставит сокращение дистанции между жизнью театральной и нашей реальной жизнью 

В Украине документальный театр развивается не менее активно, чем в России, хотя и не в таких масштабах. В Херсоне, например, существует театральный центр им. Всеволода Мейерхольда. Он первым поставил спектакль в жанре «вербатим», который переносит дословные тексты людей и монтирует их в композицию. Своей целью центр ставит «сокращение дистанции между жизнью театральной и жизнью как таковой».

Современный документальный театр так или иначе связан с социологией. Метод «вербатим» – театральная технология, в процессе которой пьеса создается на основе интервью, дословно расшифрованных драматургом с сохранением особенностей оригинальной речи и точно воспроизведенных на сцене артистами. В процессе подготовки такого материала широко используются биографические и этнографические исследования, case study, устная история, социологические методы сбора первичной информации – различные виды глубинных интервью, фокус-группы, включенное и невключенное наблюдение.

«Вербатим» дает возможность переосмыслить то время, в котором мы живем сегодня, увидеть его не в виде метафор, а буквально. Этот жанр тяготеет к тому, что в театре в общем-то невозможно – к объективному отражению реальности. Театральное действо сплетается из субъективных миров людей, которые становятся прототипами персонажей и могут говорить на своем, настоящем, языке. Такой подход сохраняет ценность человека и позволяет зрителю взглянуть на себя со стороны. Персонаж не унифицируется, и это позволяет осмыслить мир, в котором мы сейчас живем. Таким образом мы получаем зачастую достаточно объективную – хотя, может, не очень красивую – картину.

 

Сюжет непредсказуем, как сама жизнь

Принято считать, что театр должен «нести свет» и чему-то учить. Но это не так! Это присуще лишь определенным жанрам. Какой-то театр должен учить, а какой-то просто должен быть честным по отношению к зрителям, ко времени, в котором они живут, к языку, на котором говорят. Документальный театр дает возможность отрефлексировать действительность и задаться вопросом: а кто мы в сегодняшнем дне? Какой он вообще, этот день? Человек познает себя в процессе вопрошания.

Когда ты начинаешь работать с материалом, у тебя, как при подготовке документального фильма или книги нон-фикшн, есть только некая отправная точка. Но ты не знаешь, к чему в итоге этот материал может привести и что именно станет сюжетом. Сама действительность, которая тебя окружает – достаточно взглянуть на нее и увидеть в ней театр – становится социальным, честным материалом. То, что делаем мы в Украине, – это некая терапия. Многие наши спектакли завершаются обсуждением постановки, происходит диалог со зрителями, в ходе которого люди рассказывают и свои личные истории, которые могут послужить темой для будущих постановок. Ведь у каждого из людей есть истории не менее ценные, чем те, по которым ставится спектакль. Таким образом, мы убираем дистанцию между зрителем и актером. Меняется сама функция театра: зритель понимает, что этот театр – их дом.

 

Документальный театр в мире

Rimini Protokoll

«Римини Протокол» – это театральная группа, созданная в начале нулевых тремя артистами-экспериментаторами, которые известны в Европе нестандартными и, на первый взгляд, нетеатральными постановками. К примеру, одна из их работ заключается в том, что зритель заходит в телефонную кабину и связывается с оператором из Дели. На биеннале в Венеции «Римини Протокол» показывали документальный спектакль об эмигрантах из Казахстана, а также специально для фестиваля в короткий срок создали театральный квест с айподами «Видео-прогулка по Венеции». Суть в том, что зрителям выдают айподы, на которых записаны разные истории. Все они начинаются с отправной точки и заканчиваются общим сбором на зрительских стульях перед зеркалами. Под руководством айпод-гида герои пересекаются, говорят друг с другом, передают записки, изображают невидимок, выходят на улицу, кричат на прохожих и т.д. Происходящее напоминает живой детектив.

 

Театр.doc

Московский театр документальной пьесы был основан в 2002 году. Его основатели сняли помещение в подвале жилого дома в Трехпрудном переулке, где театр базируется до сих пор. Режиссеры Иван Вырыпаев и Максим Курочкин соорудили сцену из щитов ДСП, которые были найдены на свалке, и начали ставить документальные пьесы. Многие работы в театре выполняют волонтеры на добровольной основе. Творческие группы театра создают спектакли на основе встреч с реальными людьми на самые актуальные темы окружающей действительности. Так, например, в ближайшее время состоится премьера пьесы, посвященной расследованию резонансного «дела Магнитского». Изобретение «Театра.doc» – «глубокое интервью», погружение артиста в обстоятельства героя. Актер как бы присваивает себе документальный материал персонажа и перевоплощается: дает от его имени интервью, отвечает на вопросы зала и т.д.

 

Мюнхенский каммершпиле

В этом немецком театре когда-то ставили свои пьесы Бертольд Брехт и Петер Штайн. История «взлета» театра произошла, когда в конце 60-х Штайн поставил эксперимент в стилистике документального театра – пьесу Петера Вайса «Вьет-Нам Дискурс», посвященную войне во Вьетнаме. Во время финальных аплодисментов актер Вольфганг Нойс подходил к краю сцены и просил зрителей пожертвовать деньги на оружие для Вьетконга. Вскоре Штайна из театра уволили.

 

Система Станиславского

Константин Станиславский считается основателем документального театра в России, а его теория сценического искусства и метод актерской игры стали легендарными во всем мире. Свою систему Станиславский разработал в нулевых годах ХХ века. В ней впервые решается проблема сознательного постижения творческого процесса создания роли, определяются пути перевоплощения актера в образ. Цель – достижение полной психологической достоверности актерской игры. В основе системы лежит разделение игры на три технологии/уровня: ремесло, представление и переживание.

Ремесло, по Станиславскому, основано на использовании готовых штампов, по которым зритель может однозначно понять, какие эмоции имеет в виду актер.

Искусство представления – это когда в процессе длительных репетиций актер испытывает подлинные переживания, которые автоматически создают форму проявления этих переживаний, но на самом спектакле актер эти чувства не испытывает, а только воспроизводит форму, готовый внешний рисунок роли.

Искусство переживания – это когда актер в процессе игры испытывает подлинные переживания, и это рождает жизнь образа на сцене.

«Каждый момент вашего пребывания на сцене должен быть санкционирован верой в правду переживаемого чувства и в правду производимых действий», – считал Станиславский. Среди поклонников системы русского театрального режиссера – Мэрилин Монро, Чарли Чаплин, Марлон Брандо, Роберт Де Ниро, Аль Пачино, Мерил Стрип, Энтони Хопкинс, Джонни Депп и другие голливудские актеры.

 

Театр Мейерхольда

У Всеволода Мейерхольда документальность стала способом вовлечь зрителя в сценическое действие. В спектакле-митинге «Зори», поставленном в 1920 году, функции массовки были возложены на зрительный зал. Вместо фронтовой сводки революционной Оппидомани разведчик сообщал Эреньену: «То, о чем я должен вам рассказать, бледнеет перед теми гигантским событиями, которые разыгрались на театре военных действий в Крыму». С тех пор каждый новый вечер актеры зачитывали свежие сводки с фронта.

 

Ханс-Вернер Крезингер

В спектакле Ханса-Вернера Крезингера «Вопросы и ответы» публика проходит три разных комнаты. В первой два актера за столом разыгрывают допрос по тексту автора пьесы Киппхардта, во второй зритель слышит голоса этих актеров в абсолютной темноте, а в третьей видит документальные кадры суда над Адольфом Эйхманом, где произносятся все те же слова. Режиссер передает факты с помощью разных медиа.

 

Театр Бойса

Театр Йозефа Бойса в Москве создавался как место, куда любой человек может обратиться с идеей или личным жизненным кризисом и на основе этого создать театральный проект, который поможет ему преодолеть трудности и определить новые жизненные перспективы. Согласуясь с провозглашенным принципом Бойса о том, что каждый человек – художник, а его жизнь – произведение искусства, в этом театре любой может принять участие в процессе создания спектакля. Одно из его главных направлений – интерактивный театр, призванный сделать зрителя полноправным участником процесса.

 

Человек.doc

В рамках документального проекта «Человек.doc» состоялись спектакли о героях современности. Например, на сцене «Политеатра» был поставлен спектакль об основателе знаменитой дизайн-студии Артемии Лебедеве. У каждого спектакля свой режиссер и драматург, а на сцене выступает сам герой.

Автор
writer journalist socialworker

Зрозумілі поради, завдяки яким бізнес зможе вийти на краудфандинг, а значить залучити ресурси, підвищити впізнаваність свого бренду та зростити спроможність команди.

Ті методики, за якими вчать дітей сьогодні, не мають жодних перспектив у майбутньому. Проблема з гуманітарними науками впливає на відсутність соціального інженерингу. Ми не розуміємо, ким ми є. Тому ці блукання переростають у намагання повернутися до архаїки.