Под знаком Сириуса

Под знаком Сириуса

611 6 хвилин хв. читання
10.02.2015
Как украинскому стартапу удалось получить инвестицию на открытие бизнеса в Британии?

Проект Евгения Шестопала и Игната Тхоровского Poptop.fm – еще один украинский стартап, который прорвался на мировые рынки.

В конце прошлого года украинцы стали победителями британской правительственной программы Sirius и переехали со своим бизнесом в Ньюкасл. Более того, там проект нашел инвестора в лице основателя Ciklum Торбена Майгаарда.

Как украинскому стартапу удалось прыгнуть выше головы и почему группы, играющие каверы на «Скорпионс» или «Нирвану», лишают себя будущего? Об этом БОЛЬШЕЙ ИДЕЕ рассказывает сооснователь Poptop ЕВГЕНИЙ ШЕСТОПАЛ.

 

image
Sirius

британская программа поддержки юных стартаперов. Участвовать в программе могут команды до трех человек из любой страны мира, состоящие из студентов или выпускников. Программа Sirius существует два года и за это время поддержала более 50 стартапов. Победители программы приглашаются на год в Великобританию для участия в бизнес-акселераторе, а также получают инвестицию в размере 12 тыс. фунтов. Заявки на участие обычно принимаются в июне.

– Зачем британскому правительству делать инвестиции в украинский стартап?

– Это программа при поддержке UK Trading Investment, можно считать, государственная, и направлена она на то, чтобы привлекать в Великобританию иностранных предпринимателей, в первую очередь – выпускников вузов. Не обязательно быть программистом или маркетологом, достаточно любого образования и предпринимательских амбиций.

– Как вы стали участниками программы Sirius? Поддерживала ли она другие стартапы из Украины?

– Мы запустили свой продукт на украинском рынке в ноябре 2013 года, протестировали его, исправили ошибки. При этом мы искали возможности запуститься на одном из европейских рынков.

Мы начали выходить на рынок Польши, но в процессе узнали о программе Sirius. Я прочел о ней в ленте Твиттера, и мы решили поучаствовать. Мы были единственными участниками из Украины, там не было даже российских или польских компаний.

Подготовка продукта для выхода на британский рынок заняла около месяца, а мы хотим, чтобы подготовка к новому рынку занимала до недели

– Неужели в Британии не было своего аналога Poptop.fm?

– Британский рынок достаточно большой. Индустрия развлечений здесь гигантская, но мы проанализировали конкурентов и увидели, что на этот рынок можно было зайти, в отличие от Штатов, например.

Наши основные конкуренты на британском рынке работают в режиме колл-центра, где оператор выступает посредником между заказчиком и артистом. А в Poptop достаточно зайти на сайт, выбрать понравившегося музыканта и связаться с ним напрямую – это более прозрачная схема.

В нашем бизнесе большую роль играют переговоры. Ты заказываешь группу, которая играет каверы «Битлз», тебе говорят цену, а ты еще хочешь уточнить, могут ли они выступить с девушкой на бэк-вокале, а потом оказывается, что в ресторане, где ты празднуешь, сцена всего два на три метра, а для них нужна – пять на три...

Мы тоже начинали с колл-центра, но когда убрали посредника и сделали путь от клиента к заказу короче, это увеличило конверсию с 25 до 35%.

Британский рынок похож на украинский. Из отличий можно выделить то, что если в Украине платить депозит за артиста – это пока что-то нереальное, в Британии этой функции от нас ожидает большинство клиентов.

Евгений Шестопал:  Главный приоритет, который мы перед собой ставим, – это польза для наших клиентов

– Вам также удалось заручиться инвестиционной поддержкой основателя Ciklum Торбена Майгаарда. Это был тоже какой-то открытый конкурс или нужны были личные связи?

– Нам удалось получить инвестиции по личным связям. Точкой соприкосновения с Торбеном было то, что он сам работает на британском и украинском рынках. Он увидел перспективу в нашем продукте, когда мы провели презентацию. Мы оптимистично смотрим в будущее, но цифры в нашей презентации показываем достаточно реалистичные.

– Ваш переезд в Ньюкасл означает, что вы перестанете заниматься украинским рынком?

– Мы продолжаем развивать украинский рынок, у нас есть представитель, который им занимается. С украинским рынком в данный момент всё достаточно сложно. Сейчас не лучшее время для развлечений, поэтому рынок значительно уменьшился.

В плане разработки мы переключились на британский рынок. У нас было несколько моментов, которые нужно было решить еще перед масштабированием. Например, с первых же посещений сайта мы увидели, что в Британии доля мобильных устройств гораздо выше, чем в Украине. Нам потребовалось срочно создать адаптивную версию продукта.

Наша задача сейчас – сделать версию продукта, которая легко расширяется. У нас подготовка продукта для выхода на британский рынок заняла около месяца, а мы хотим, чтобы подготовка к новому рынку занимала до недели.

Но на ближайший год для нас приоритет – Великобритания. Это большой и интересный рынок. Мы пока не получаем заказов, а только наращиваем каталог, но из нашего опыта общения с клиентами мы видим, что на британском рынке корпоративный сегмент больше и интереснее – это не только корпоративные вечеринки на Новый год, как в Украине, а еще и фандрейзинг, благотворительные ивенты, презентации.

Кавер-групп, которые следят за самыми последними музыкальными трендами, очень мало, даже в Британии

– Если ориентироваться на динамику заказов на Poptop.fm, каких музыкантов чаще приглашают и музыкантов какого направления не хватает?

– В Украине мы встречали достаточно много кавер-груп, которые играют «Скорпионс», «Металлику» или «Нирвану», но вот групп, которые следят за самыми последними музыкальными трендами, очень мало, даже в Британии. Поэтому мы пытаемся продвигать группы, которые серьезно относятся к своей карьере и пытаются удивлять.

image
Poptop

проект, основанный в 2013 году Евгением Шестопалом и Игнатом Тхоровским, который помогает искать диджеев на вечеринки, джаз-группы на свадьбы и клоунов на детские утренники.

– Как вы считаете, с чем связан успех вашего стартапа?

– Наша команда очень сошлась в интересах. Я восемь лет занимался организацией мероприятий и звукозаписывающим лейблом, и для меня это очень интересная индустрия. Наш технический директор Игнат тоже играл в группе, а также работал в музыкальном стартапе в Италии, который искал музыкантов для групп.

Также у нас была отличная команда, когда мы проходили акселерационную программу в Eastlabs. Наши менторы нам очень помогали. Нам вправляли мозги, что нужно и что не нужно делать, как искать инвестиции и как планировать развитие продукта не на полгода, а на четыре-пять лет.

– И чего ни в коем случае не стоит делать молодым предпринимателям?

– У предпринимателей бывают моменты, когда они просто перегорают. Например, ты работаешь год, и тут наступает момент, когда продукт больше не растет или случается что-то в стране. Но нам искренне нравится то, что мы делаем, и благодаря этому мы не прекращали этим заниматься.

Если у предпринимателей нет опыта запуска стартапа, то я настоятельно рекомендовал бы участвовать в программах, подобных Eastlabs, вливаться в тусовку, общаться с людьми, читать книги. Больше общаться с клиентами, собирать их отзывы, никогда не замыкаться в своих амбициях.

Нужно реалистично смотреть на свой продукт. Постоянно вести метрики, всё считать. Понимать, что вы делаете и почему.

Зрозумілі поради, завдяки яким бізнес зможе вийти на краудфандинг, а значить залучити ресурси, підвищити впізнаваність свого бренду та зростити спроможність команди.

Внезапная свобода может убить. Метамодернистка изучает границы ответственности за вмешательство.