Репортаж из Винницы об одной из самих заметных резиденций этого лета

«Искусство – это субъективное отражение реальности художником, исполненное в индивидуальном стиле», говорил писатель Андре Моруа. Реальность сегодняшнего дня сложна, порой страшна, неоднозначна. В таких условиях искусство является той территорией, где диалог становится возможен.

На 10 дней искусство поселилось в старом, забытом Винницком кинотеатре «Россия». Именно там проходило масштабное культурное событие – художественная резиденция «Над Богом».

К храму современного искусства резиденции ведут старые ступени. А ниже, расположен Южный Буг, когда-то именуемый «Богом».

Массовое сворачивание национально-культурной политики далеких 20-х годов, репрессии, антирелигиозные кампании, наконец, война переименовали речку в Южный Буг. Но теперь, на короткое мгновение, мы снова называем её «Бог». И это больше, чем просто игра слов или красивое звучание.

Центральной темой резиденции стал закон о декомунизации. Уничтожение наследия минувших лет советского и постсоветского пространства.

На десять дней «Россию» превратили в резиденцию, где власть принадлежит искусству. В холе кинотеатра художники творили, готовясь к выставке своих работ.

Ольга Гончар и Леонид Марущак

По задумке основателя резиденции, Леонида Марущака, важно было не только показать искусство современности, но и приобщить к общению и диалогу: «Здебільшого люди не вміють говорити. Де виникають різні погляди, починається суперечка. Треба вчитись говорити, слухати, творити діалог. Ми намагались на території мистецтва створити обговорення такої теми, як декомунізація».

Именно потому, программа состояла из интерактивной и дискуссионной части. Посетители мероприятия принимали участие в лекциях, тренингах, дискуссиях и обсуждениях с единой целью – услышать, понять и говорить.

Открывала презентацию своего проекта в рамках резиденции известная киевская художница, лауреат художественной премии им. Казимира Малевича и премии Сергея Курехина в области современного искусства Жанна Кадырова.

Идея Жанны одновременно оригинальна, пронзительно проста и в тоже время необычна: искусство смотрит на тебя. Заходишь в зал со стороны экрана, и первое, что видишь – свет. В прожекторе софита проходишь вглубь по сцене, и смотришь в зал. А в зале 200 человек-портретов, смотрят на тебя, в то время, как ты один на сцене. Подмена привычных стереотипов, понятий, трансформация привычного искусства. 

«Мною был организовано такой проект, в формате совместного рисования. Все представленные картины связаны с винницким контекстом. Свои работы дали музеи, присутствуют картины из личного архива винницких художников, а также те, которые создавались непосредственно здесь. Свои портреты создавали состоявшиеся художники, начинающие, посетители резиденции, гости, журналисты и даже дети. Идея в том, чтобы создать эффект того, что искусство смотрит на человека, а не так, как мы привыкли – наоборот.

Мы разместили картины прямо в зале, в то время как место зрителя – на сцене. Но хочу отметить, что эта идея не сработала на все сто процентов, ведь хотелось эффекта, что человек стоит один в зале напротив множества картин. Но поток желающих взял верх, и люди просто стали вместе заходить», – делится художница Жанна Кадырова.

Первое, что чувствуется – энергетика картин, ведь когда на них портреты, ты чувствуешь присутствие, незримое влияние, вопрос себе. А это ведь прекрасно, когда искусство задает вопрос, а не разжевывает очевидные ответы.

Работа Жанны Кадыровой

Искусствовед Юлия Присяжная поделилась своим мнением: «Я вірю в те, що образ, створений художником починає жити своїм життям. Ця ідея тут наочно проілюстрована. Людина – взагалі магістральна лінія мистецтва. Якщо натюрморт чи пейзаж лишаються таким же впродовж століть, то через портрет митець може показати час. Пам’ятайте, те, що ми робимо зараз бачитимуть потім наші нащадки, тому безумовно, події такого рівня мають великий вплив та значення на культуру Вінниці, та культурний спадок країни в цілому».

«Це незвична подія для вінничан. Безперечно, такі події потрібні і вони мають величезний вплив. Коли мені подзвонила Жанна Кадирова та запросила взяти участь в резиденції, я без вагань погодився. Мушу сказати, що мої картини виглядають тут інакше, ніж в музеї. Взагалі цікава думка, персоналії з різних часових просторів зібрані в залі, і споглядають в обличчя глядача», – рассказывает заслуженный художник Украины, Михаил Бабий.

Также свои работы предоставил Геннадий Солдатов: «Я с радостью поддержал эту инициативу, дал для выставки пять своих работ. Конечно, такие события нужно поддерживать, развивать, безусловно, это имеет влияние на культуру края в целом. Однако, мне искренне жаль, что не получилось привлечь широкой аудитории. Людей могло быть и больше, хотелось бы, чтобы искусство доходило до своих зрителей».

Жанна Кадырова

Искушенный зритель, пытливо изучающий искусство, оценил инициативу высоко. Но все же, что до широкого масштаба, были те, кому формат оказался непонятным.

«Мне не понятно решение такого размещения картин, обилие портретов мешает сосредоточиться на сути и деталях», – делится впечатлениями посетитель выставки Борис.

Большинство настоящих ценителей искусства все же, отнеслись к событию с вдохновением, и теперь, насладившись экспозицией, все с нетерпением ждали открытия второй части – выставки работ и инсталляций, родившихся в стенах резиденции.

Когда первый зритель переступил порог второго этажа, там царила атмосфера творчества, которым пропитан каждый уголок. Девушка – художница, писавшая огромную картину на стене, по локоть в краске, с энтузиазмом рассказала о себе, о теме выставки и о своей работе: «Меня зовут Алина Клейтман, а мою работу пока никак, она вообще без названия еще. Я ровесница независимости нашей страны, из этого исходила и в работе. Это девушка, а с ней мужчина, он, как захватчик, нагло к её телу пристает. И хоть он посягает на её свободу, но она все равно не доступна ему, он не может владеть ситуацией, её свобода все равно у неё».

Алина Клейтман

Кроме картин были представлены и инсталляции таких известных личностей, как Александр Долгий, родом из столицы. Его работа отличалась особой четкостью, точностью и местами даже педантизмом. Взгляд сразу прикован к черному параллелепипеду, манящему внимание, точно как магнит. О реализации и об идее, конечно, было трудно не спросить:

«Подобные события должны происходить, я всегда старюсь поддержать такие инициативы, это современно и без этого никак. А что до политических аспектов, то лучше эту энергию тратить вовсе не на выяснение, а на конструктив. Тогда и результат у нас был бы лучше.

Моя работа – это схематичное изображение части Винницы, конкретно, именно вот этой местности, где расположен кинотеатр. Каждый новый слой – это несколько масштабированное изображение. Есть центральный объект, от которого все исходит, идея в наслоении пластов».

Еще один представитель Киева – Алексей Салманов. На зеркальном столе три дорожки цветного порошка, в точности, как флаг России: «Триколор. Здесь все зеркально ясно. Вообще, я поддерживаю такие инициативы. Попадая в какое-то конкретное место, я отталкиваюсь уже от него, от атмосферы, от его особенностей, и так я создаю свои работы».

Алексей Салманов

Драматург и режиссер из Херсона Наталья Блок выступила на резиденции сразу в обоих амплуа: представлены три видео работы, а также пьеса с участием местных жителей: «История вещь пластичная, она трансформируется у нас в учебниках, в СМИ, но особенно в наших головах. Воспоминания очевидцев могут меняться год от года, а уже пересказы этих воспоминаний и подавно.

Поколение селферов, интернета, смартфонов имеет корни. Поколение, выросшее за клавиатурой, помнит о своих дедушках и бабушках, которые прошли войну. Фотографии войны служат фоном для селфи, опорой для создания нового фотоальбома в фейсбуке или поводом вспомнить родных? Эти размышления и подтолкнули к созданию моего видео-арта.

Также я создала пьесу-вербатим с участием жителей Винницы. По сути, это было интервью, где они рассказывают, почему приехали в Винницу, почему живут здесь, или же, почему уехали. Но этого было мало, герои казались безликими, официально представляли себя и презентовали свой город для туристов. Поэтому к каждому монологу мы добавили немного личного, чтобы разбавить текст. Возникшая между актерами и зрителями дискуссия вскрыла то настоящее, что есть в людях. Они забыли о том, что нужно держать лицо и стали обсуждать реальные проблемы города».

Прямо во время разговора с драматургом, посреди искусства, в храме понимания и диалога слышно громкие хлопки и взрывы. Посреди зала прямо на столе стоят бутылки шампанского. «Советское», по ГОСТу. Их трясут, специально, чтобы взорвались фонтаном радости, побед и достижений. Вот, что рассказала художница этого перформанса:

«Меня зовут Марийка Семененко, и я вообще-то из Москвы. Но там я родилась в семье из Украины, украиноговорящей. И сейчас, я постоянно между Москвой и Украиной, езжу, хоть это нынче вовсе нелегко.

Вообще, мне очень нравится тема, это действительно интересно. Торжественное открытие бутылок – это только часть моего участия. Шампанское приурочено к выпуску нашей книги – это самиздат «Старый новый быт». В основе книги мнение художников, активистов из постсоветских городов, которых мы опрашивали на тему отношения к наследию советской эпохи в их городах. Кроме этого мы инициировали своего рода барахолку – обмен вещами. Это тоже некий музей изучения пласта постсоветского быта. Ведь люди приносили то, что у них осталось, к примеру “Советскую энциклопедию” принесли в первый же день. Инициатива пользовалась успехом!»

Работа Марийки Семененко

«Такі події мають відбуватись! Я охоче взяла участь в ній, ми відвідали лекції, тренінги, і долучились до обміну речами», – рассказывает местная жительница Оксана.

Стоит сказать, что среди зрителей все же больше молодежи, видимо, им понятнее такой формат. Действительно, на фоне всех событий в стране, это место стало резиденцией мира, искусства.

«В Києві на такі події люди приходять, наша мета – поширити культурний пласт у регіонах. Головне, що є бажання продовжувати, процес запущено, і це, по-моєму, головне», – делится Ольга Гончар, соорганизатор, менеджер по связям с общественностью и средствам массовой информации.

Автор
Співкоординаторка Майстерні Спільнокошту, лекторка та експерт з краудфандингу.

Зрозумілі поради, завдяки яким бізнес зможе вийти на краудфандинг, а значить залучити ресурси, підвищити впізнаваність свого бренду та зростити спроможність команди.

Метамодернізм намагається використовувати найкращі інструменти та стратегії минулого для того, щоб будувати оптимістичне майбутнє, і певною мірою є відображенням інформаційної сингулярності, яка охопила людство з появою глобальної мережі.