Активистка Сестринської сотні, аспирантка кафедры философии о недружелюбной стороне Днепра

К 12 сентября – дню начала арт-хатона Код міста» – «Велика ідея» публикует серию мнений жителей Днепропетровска о своем городе.

Аспирантка кафедры философии ДНУ им. О.Гончара, активистка Сестринської сотні МАРИНА МОСКАЛЁВА одной из первых откликнулась на наше приглашение делиться своими мнениями о Днепре и прислала на наш редакционный адрес свое критическое эссе о родном городе.

Днепропетровск – немой город. Игра слов: немой и не мой. О чем это?

У каждого города есть атмосфера, которую создают жители города или туристические маршруты. Город без людей – всего лишь груда бетона и конструкций. Днепр своеобразный город, со своими мыслями и непроговоренностью. Есть предположение, что закрытость жителей и пространства связана с секретными объектами, долгое время город был закрытым и пускали в него по пропускам.

Моя визия может показаться наивной, но закрытость и угрюмость жителей для меня является следствием недружелюбного пространства вокруг. Трамвайные остановки по маршруту первого трамвая – это все удобство общественного транспорта. В городе большой процент маршрутного транспорта, остановки и тупики маршруток стихийны и в этих местах нет никакой заботы о пассажирах – людях. Место для ожидания транспорта не обустроено ни лавочкой, ни пунктом с водой, едой, газетой.

Одно из центральных мест города – Европейская площадь, с момента создания, вызывала один вопрос: Почему такой плиткой выложили всю площадь?

Стоит обратиться к истории, раньше на месте этой площади был базар. Взгляните на эту площадь и представьте базар, видимо место намолено и до сих пор там активно стоят столы с разными товарами.

Вернусь к плитке на площади. Громадных размеров площадь выложена неудобной плиткой. Девушки, вынужденные носить каблуки, испытывают минуты неприятных ощущений проходя эту площадь, им приходится ходить по немногочисленным полосам плит, которые разделяют площадь.

Сильное эстетическое переживание фо ми, «пятна присутствия» на сером асфальте, на каменных сидениях площади, возле торгового центра «Европа». На первом этаже центра расположен круглосуточный магазин, на парапетах перед магазином собирается много людей настроенных алкогольно и кутежно проводить время.

«Пятна присутствия» – это пятна на сером асфальте, цвет которого становится еще серее и грязнее. Поднимая глаза от асфальта, я зажата между двумя зданиями, серыми и стеклянными. Каменные круглые лавки в таких же пятнах, все это не радует. Эта площадь есть символом устройства города, которое кричит: «я не желаю тебе добра, я хочу тебе сделать неудобно, человек».

Иногда, я иду по городу и плачу, потому что все эти агрессивные месседжи мною считываются и мне становится невыносимо, город, обладающий потенциалом, тухнет и распространяет упадок.

Отношение застройщиков, владельцев земли, властей города сводится к стадии первичного накопления капитала. В центральных или узловых частях города, где движутся большие потоки людей, строятся и не заканчиваются проекты зданий, переходов (начало проспекта Правды, металлический заброшенный переход; далее по правде Дом Торговли – интереснейшая постройка – разрушена, сейчас стоит заброшенный каркас и т.д.).

Понимание публичного пространства выходит на уровень феодального, когда хозяин земли считает, что и пространство вокруг тоже его, но это не так. К сожалению, жители города практически не пользуются правом на общее пространство, нет у них идеи, что они тоже его владельцы. Создание лица города может стать увлекательным и сплочающим делом каждого, кто живет в Днепре.

Город называют Манхеттен, Шанхай, Дубаи, мне откровенно не хочется, чтобы Днепропетровск слизывал какой-то образ или отсылал к какому-то городу. Все в Днепре эклектично и всё это может работать, если будет обращено на человека с заботой, а не желанием выдавить его в хрущовку или очередной лаунж кабак.

Матеріал створено в рамках програми «Код Міста»Це довгострокова програма, що відбувається на перетині інтересів людей культури, аналітиків, бізнесів, а також державних діячів, які займаються розвитком міст.


Автор
ВЕЛИКА ІДЕЯ — платформа фінансування проектів через Спільнокошт / медіа соціальних інновацій

Особливості інституційного спільнокошту, кому він потрібний та які його переваги.

Внезапная свобода может убить. Метамодернистка изучает границы ответственности за вмешательство.