Питая планету, питая парадоксы

Питая планету, питая парадоксы

300 12 хвилин хв. читання
6.02.2016

Как в наши дни проходят Всемирные выставки? Как смотрелся павильон McDonalds рядом со слоуфуд-пространствами? И что последняя Экспо в Милане принесла городу и человечеству?

В мире давно идет дискуссия на тему мега-событий – мероприятий масштаба Олимпийских игр или Чемпионат мира по футболу. Они позволяют принимающей стороне рассказать о себе в глобальном контексте, получить экономические дивиденды и произвести масштабные городские изменения. Казалось бы, выгодное занятие, но не всегда…

Проведения мега-событий – рискованная и весьма напряженная политическая затея. Все решения при планировании традиционно принимаются «сверху вниз», и в большинстве случаев правительства закрывает глаза на демократические процессы, прозрачность своих действий и вовлечение граждан.

В итоге, получается масса невостребованных проектов, отмытых денег, недовольных граждан, а порой и жителей, которым пришлось изменить привычный уклад жизни ради реализации какого-либо мега-события.

В последствии жители протестуют за необоснованно потраченные государством миллиарды, из-за которых порой выселяют целые районы, как, например, случилось в Бразилии во время Мирового Чемпионата по футболу в 2014 году.

image

Олимпийские игры являются самыми впечатляющим общественным культурным событием в современном мире. Но для принимающих городов они могут принести как выгоду, так и убытки.

Положительных примеров, к сожалению, не так много. Самый знаменитый город-хозяин – Барселона, которая после Олимпийских игр в 1992 году стала новым центром туризма и бизнеса.

Улучшения набережной и дорог к Играм повысило качество жизни в городе. Организаторы барселонских Олимпийских Игр установили для себя основную цель: свести к минимуму прямые расходы на хостинг игр и сосредоточить свои вложения на долгосрочное улучшение города.

А когда Олимпийские игры покинули Афины в 2012 году, Греция осталась с миллиардными долгами и пустыми ненужными стадионами. В отличие от Барселоны, заинтересованные организаторы Афин не справились с разногласиями, что привело к увеличению затрат.

Подобным мега-событием является и Экспо – крупнейшая международная выставка промышленности, науки и культуры.

     
  В отличие от спортивных мероприятий Экспо изначально были нацелено на то, что бы показать прогресс стран и всего человечества.  
     

Эта Всемирная выставка включает в себя экспонаты из значительного числа стран и часто развлекательную зону, в которой посетители могут насладиться экзотическими достопримечательностями и едой.

Со середины ХІХ века более 100 таких выставок были проведены в более чем 20 странах по всему миру. Регулирование подобных ярмарок осуществляет Bureau International des Expositions (BIE) – организация, основанная в 1928 году в Париже. Основные задачи Бюро – составлять порядок и планирование экспозиций и разъяснять права и обязанности принимающих городов и участников. В начале ХХІ века был создан ряд новых принципов Экспо и было решено проводить выставку раз в пять лет.

Выставки-предшественники современного Экспо проходили в Англии в ХVIII веке в виде карнавалов, привлекающих в основном арт-сообщество. Кроме того Королевское общество искусств организовывало в Лондоне серию арт-шоу, включающих также индустриальное искусство – разнообразные технологические инновации от прялок, до прессов для изготовления сидра.

В конце ХVIII – начале ХІХ века индустриальные выставки международного уровня начали организовывать французы. В ответ на это институты механики в Великобритании с 1830-х начали спонсировать свои выставки.

Эпоха современных мировых выставок началась с Великой выставки (The Great Exhibition of the Works of Industry of All Nations) в Гайд Парке Лондона в 1851 году организованной Принцом Альбретом. Главной целью события было открыть Британию международной аудитории «свободного рынка».

Королевская комиссия выбрала для реализации выставки проект Джозефа Пракстона – строителя теплиц, который предложил инновационную конструкцию полностью из железа и стекла для павильона – Хрустальный дворец, который потряс публику и принес выставке колоссальный успех.

image

Лондон, Хрустальный дворец Пракстона, 1851. Источник www.joeltaylorwrites.blogspot.com

Эту выставку посетило около шести миллионов человек, что принесло организаторам существенную прибыль. Фонд, созданный из прибыли первой выставки до сих пор обеспечивает стипендии британских студентов в областях инженерии и промышленного дизайна. Успех Хрустального дворца открыл золотой век Мировых ярмарок, которые начали появляться по всему миру.

После Первой мировой войны ярмарки больше не были столь художественно или коммерчески успешным, как до войны. С улучшением транспортных и коммуникационных сетей, человечество смотрело фильмы, слушало радиопрограммы о других странах или путешествовало, чтобы увидеть другие страны воочию, а не знакомиться с ними на ярмарках.

После Второй мировой войны Выставки превратились в всемирную платформу для политических и экономических заявлений. К 1970 году, когда некоторые напряженности Холодной войны пошли на спад, Всемирная выставка проходила в японской Осаке под девизом «Прогресс и гармония Человечества».

Пока Соединенные Штаты и Советский Союз состязались своими космическими программами, внимание было обращено к экспозиции принимающей страны и её невероятному восстановлению всего за 25 лет после окончания Второй мировой войны.

     
 

Мастер-план для выставки был создан знаменитым японским архитектором Кензо Танге, главной идеей которого было создание центральной объединяющей площади, где люди со всех стран могли встретиться, поделиться опытом и сгенерировать новые идеи.

 
     

Экспозиция снова привлекла рекордное количество посетителей – более 60 миллионов. Япония восстановила свое место среди ведущих мировых держав.

image

Монреаль 1967. Источник www.fontsinuse.com

В 1970-х Выставки превращаются из политических и технологических гонок в просветительские мероприятия и обращаются к конкретным темам, например, окружающей среде, устойчивому развитию (Южная Корея, 1993), океану (Лиссабон, 1998) и т.д.

В ХХІ веке концепции Экспо окончательно сменились из технологических на более социальные и экологические. Ганноверские принципы после Всемирной выставки в 2000 году заявляли, что будущие экспозиции должны сосредоточиться на реалистичном представлении современных социальных и экологических проблем и их возможных решений.

Экспо начали проходить реже – раз в пять лет. Расходы стали выше, правила – жестче. В 2005 году Японский город Нагоя принимал выставку под темой «Зеленая экспозиция». Через пять лет Шанхай провел первое Экспо в Китай с темой «Лучше город, лучше жизнь», которое снова побило рекорды посещаемости (73 млн. зарегистрированных посетителей).

image

Осака "Progress and Harmony for Mankind”, 1967. Источник www.wikipedia.org

В 2015 история должны была повториться снова. На этот раз в Милане. Официальной темой выставки стал девиз «Питая планету, энергия для жизни». Город готовился к выставке семь лет.

Место проведения выставки было выбрано на бывшей аграрной окраине Милана, что логично, учитывая количество ожидаемых посетителей. Добраться до нее можно было автобусами и новой веткой миланского метро, созданной специально для Экспо.

Но далеко не все миланцы поддерживали восторг по поводу проведения выставки в их городе. Накануне выставки прошли массовые акции протеста под лозунгами «Нет Экспо!» и «Экспо – машина для сжигания государственных денег».

     
  Выставка обещала принести новые рабочие места и подстегнуть рост экономики, вместо этого она была построена, по словам миланцев, на волонтерском труде и миллиардах потраченных на бесполезную инфраструктуру.  
     

Миланское Экспо и вправду стало одним из самых спорных мега-событий в Европе. Организаторы превышали предполагаемые бюджеты (постройка одного только итальянского павильона обошлась в 92 млн евро вместо запланированных 63 млн, а организация всего мероприятия, вместе с инфраструктурой выросла в рекордные 13 млрд евро), срывали сроки (во время открытия много павильонов было закрыто маскировочной сеткой), не смогли избежать коррупционных скандалов и арестов.

image

Источник фото: www.primanews.org

Как бы там ни было, 1 мая 2015 года выставка открылась и принимала всех желающих до 31 октября прошлого года. Всего на выставке были представлены 145 стран, большинство из которых обзавелись своими павильонами. Следует так же сказать, что Экспо уже традиционно является архитектурным полигоном идей, где каждая страна стремится удивить посетителей образом и содержимым павильонов.

Для нас, как архитекторов, это был весьма интересный опыт. Менее интересным для нас стал опыт выстаивать в огромных очередях перед павильонами.

     
 

В самые популярные павильоны, к примеру, в японский, в очереди нужно было выстоять три часа.

 
     

Практически каждый павильон кроме выставки предлагал угоститься чем-то из национальной кухни. Следует отметить, что цены на еду и на напитки, нам показались весьма завышенными, особенно учитывая лозунг выставки о питании всей планеты.

image

Вертикальные огород на фасаде американского павильона, Biber Architects

Весьма удивительным было и количество мусора и пластика, производимого выставкой и её посетителями в течение одного дня. Если представить, что такая же картина наблюдалась каждый день, в течение всего времени работы выставки (245 дней), напрашивается вывод, что если в будущем человечество и сможет накормить планету, то с мусором справиться будет весьма проблематично.

Тема мусора подымалась и в павильоне Объединенных наций, и а в виде нескольких интерактивных инсталляций, но все же она меркла на фоне прочих развлечений. Возможно, она сможет стать быть темой для последующих Экспо.

image

Павильон Slow Food Movement, архитекторы Herzog & de Meuron, фотограф Marco Jetti

Так же немного странно смотрелись павильоны корпоративных гигантов Coca-Cola и McDonalds на фоне африканских павильонов с инфографиками о количестве голодающих людей мире, или пространств выступающих за движение slow food. Все же несмотря на лозунг, высокие идеи и стремления декларированные в заголовках, Экспо – это огромная машина по зарабатыванию денег, на котором выставляется тот, кто платит.

image

Очередь в павильон Великой Британии

Были так же и интересные моменты, которые ярко выделялись на фоне других. И это был не просто впечатляющий дизайн, а инновационная идея в основе, поданная простым и наглядным образом.

К примеру, Швейцарский павильон представлял собой интерпретированный продовольственный склад. Всё здание было превращено в башни со стеллажами, полностью заставленными коробками с кофе, солью, сушеными яблоками, водой.

     
  Каждый посетитель мог абсолютно бесплатно набрать такое количество продуктов, которое мог унести, но при этом был предупрежден, что за ним так же идут другие люди.Социальный эксперимент призывал потреблять разумно и ответственно.  
     
image

Швейцарский павильон The Towers, Netwerch architects

Павильон Австрии стал настоящим путешествием. Чем накормить планету? Воздухом – ответили австрийцы и высадили на территории своего павильона настоящий лес производящий 62,5 кг кислорода в час. Воздух – наша пища номер один. Как объяснил один из создателей павильона – профессор Лонхарт: «Это прототип для будущих градостроителей: нужно использовать естественные природные процессы, вместо системы кондиционирования – результат синтеза технологии и природы.

image

Австрийский павильон, team.breathe.austria

Павильон производит прохладный воздух без использования внешних источников энергии и без отходов. Наша цель – интегрировать биологическую деятельность в города будущего, увеличив КПД биологической деятельности на 10%, мы сможем компенсировать последствия увеличения температуры на два градуса». Павильон полностью автономен, и обеспечивает себя энергией сам при помощи солнечных батарей. Именно австрийский павильон выиграл первое место за лучшую экспозицию.

image

Австрийский павильон, team.breathe.austria

Первую премию за лучший павильон получила Британия, построившая на Экспо интерпретированный пчелиный улей, воплощенный в ряде сменяющих друг друга ландшафтов-декораций. Процесс опыления растений играет ключевую роль в обеспечении нас пищей, считают в Великобритании. А стало быть, пчелиный улей – краеугольный камень любой эффективной экосистемы. Кроме того, легко провести аналогию между социальным устройством улья и человеческим обществом. Завершала метафорический образ трактовка улья как места, в котором в результате активной деятельности рождаются лучшие идеи и инновации.

Чаще всего павильоны Всемирных выставок – временные постройки, исчезающие вместе с завершением мероприятия. Однако некоторые «временные» павильоны остаются не только в воспоминаниях, но и в реальности, став символами мест и стилей, как например, Эйфелева башня, или Атомиум в Брюсселе.

image

Павильон Великобритании и Северной Ирландии, архитектор Вольфганг Баттресс

С чем же останется Милан? С новой веткой метро и инфраструктурой, проведенной к образовавшейся новой части города. По первоначальному проекту архитекторов Herzog & de Meuron площадка под Экспо могла оставить свою аграрную функцию, превратившись в некий город-сад. Этот проект, к сожалению, остался только идеей в 2011 году: «Насколько мы были уверены в том, что наш мастер-план – хорошая площадка для того, чтобы по-новому взглянуть на то, чем должна быть Всемирная выставка в XXI веке; настолько же мы понимали, что организаторы не предпримут необходимых шагов, чтобы убедить участников отказаться от обычного самолюбования в пользу фокусирования на главном: своем уникальном вкладе в сельское хозяйство и производство продуктов питания»

     
 

Любое мега-событие – это лакмусовая бумажка на адекватность правительства принимающей страны.

 
     

В случае с Экспо – это уникальная возможность вовлечь миллионы посетителей в важную и актуальную для человечества проблему и доступным путем показать инновационные решения, как говориться «вырастить своего посетителя».

image

Павильон Бразилии, архитекторы Arthur Casas и Atelier Marko Brajovic

К сожалению, организаторы Миланского Экспо и большинство участвующих стран были всё еще сфокусированы на заработке и удовлетворении базовых потребностей посетителя – на хлебе и зрелищах. Хотя, безусловно, были участники, которые честно пытались ответить на вопрос, как же нам жить в будущем и чем кормить планету. Остается добавить, что только время покажет, насколько серьезно посетители восприняли все те вызовы и проблемы, о которых говорила выставка.

Анна Доброва, Дима Исаев

Зрозумілі поради, завдяки яким бізнес зможе вийти на краудфандинг, а значить залучити ресурси, підвищити впізнаваність свого бренду та зростити спроможність команди.

Вкладаючи кошти в культурний проект, який репрезентує країну як простір, що народжує зірок світового мистецтва, спонсори інвестують у власний успіх, бо позитивний імідж держави, де існує успішна, цікава всьому світу художня сцена – це найкращій шлях до поліпшення іміджу національного бізнесу на міжнародному ринку.