Всякое общение есть символ жизни

Всякое общение есть символ жизни

566 6 хвилин хв. читання
16.09.2013
Общение для человека является неким перевалочным пунктом, на котором он может отдохнуть от серьезности жизни. При помощи общения индивид получает облегчение и освобождение.

По совету одного из читателей БОЛЬШОЙ ИДЕИ после реакции на материал «Кто мы в этом мире», мы публикуем анализ статьи немецкого философа и социолога Георга Зиммеля «Общение. Пример чистой, или формальной, социологии», которая была опубликована в 1917 году.

Под обществом Зиммель понимает взаимоотношения между людьми. Эти взаимоотношения основываются на чувствах, привязанности, интересе, долге. Взаимоотношения между людьми могут носить разный характер: дружеский, деловой, интимный и т.п.

В человеческом обществе следует разделять понятия содержания и формы.

Содержание или, другими словами, материя обобществления содержит в себе все, что присутствует в индивиде: влечения, цели, интересы, стремления. Однако сама по себе данная материя не социальна, то есть результат деятельности индивида не является взаимодействием между индивидами. Поэтому обобществление является некой формой, в которой индивид создает для себя определенные интересы и мотивы и воплощает их.

В практической жизни индивиды извлекают определенный материал из реальности, с помощью силы разума придают ему форму, которая соответствует их жизненным целям.

Образование форм происходит согласно требованиям и динамике жизни.

Форма жизни определяется ее материей, а материя определяется формой жизни.

Общество – это существование для другого, с другим и против другого, в нем содержание благодаря жизненным целям обретают форму. И эта форма способна существовать отдельно от содержания. Форма может быть независима и жить собственной жизнью. В этом заключается влияние общения.

Форма представляет собой взаимодействие элементов, образующее единство. Именно поэтому форма играет важную роль в любом общении. Однако форма может существовать в чистом виде лишь в том случае, если отпадут целесообразные мотивации общения.

По мнению Зиммеля, «общение соотносится с реальностью чисто формально». В общении постоянно присутствует символическая «игра жизненных сил». Так же общение не учитывается если в нем нет смысла.

Во всех европейских языках общество понимается как «взаимодействие общающихся». То есть обществом можно назвать лишь совокупность людей, которые общаются между собой. Ведь в действительности в государстве, в промышленности, в культуре, в религии индивиды всегда общаются между собой, а значит они образуют таким образом общество. Общение является для общества неким связующим звеном, которое объединяет все элементы общества воедино.

Зиммель обозначает общение как игровую форму обобществления. Он считает, что общение является решающим фактором решения проблемы, заключающейся в роли индивида в отношении с социальным окружением.

Общению должны быть присущи такие черты как любезность, воспитанность, сдержанность, обаяние, сердечность, деликатность и т.п. В общении все зависит от личности индивида, поэтому индивид должен сдерживать проявления индивидуальности своей личности. Для совместного существования индивидов необходимо ограничить самовозвышение. Необходимо обладать чувством такта, которое будет контролировать поведение индивида. Чувство такта обладает качеством, помогающим личности ограничивать порыв своей индивидуальности и считаться с другими людьми, а не выдвигать на передний план собственное Я.

Так же в общении не должны присутствовать такие качества личности, которые указывали бы на положение индивида в обществе: богатство, власть, известность, образованность. Так же общение не должно обладать чертами, которые обладали бы сугубо личным характером.

Перед тем как вступить в непосредственное общении человек должен исключить свою индивидуальность и показать лишь те качества, которые свойственны ему, как человеку в общем смысле этого слова. Еще одно качество, которое должно присутствовать в общении – это скромность. Можно сказать, что человек в процессе общения не рассматривается таким, какой он есть, он видоизменяется и подстраивается под некую модель, пригодную для общения.

Зиммель выделяет верхний и нижний «порог общения». В обоих случаях независимо от того каким характером обладает общение: основанном на объективном содержании или же выражающее личность и субъективность участников – общение начинает играть формальную роль.

Кант выдвигает принцип, который заключается в том, что каждый имеет право обладать свободой в общении так же, как и любой другой и в том же количестве.

Конститутивный принцип общения  гласит, что каждый человек должен дать столько же ценностей общения (радость, легкость, непосредственность), сколько получает сам. Этот принцип указывает на демократическую структуру общения. Проблема в общении может возникнуть между представителями разных классов. Чтобы избежать этой проблемы, необходимо исключить все личностное с одной стороны и все содержательное с другой.

«Демократия общения между равными есть игровая демократия». Общение – единственная сфера, в которой все люди являются равными. В процессе общения люди настолько изменяются, что становятся равными друг другу и каждые из участников получают ценности общения в равной степени.

Общение – это игра, потому что участники равны между собой, и каждый пользуется  особенным уважением.

В общении может присутствовать ложь, это происходит когда общение касается событий реальной жизни.

Чтобы подтвердить свою теорию, что «общение – это игра», Зиммель приводит пример из социологии полов – кокетство, которое является игровой формой. Взаимодействия между женщиной и мужчиной основывается на общении и отказе.

Разговор всерьез происходит ради содержания, то есть человек хочет таким образом донести что-то до другого человека и сам получить какую-либо информацию. Что касается общения, то там разговор служит самой целью, то есть разговор как таковой не имеет особого смысла и происходит ради саморазвлечения. В общении разговор представляет собой обмен репликами.

Все формы разговорного взаимодействия в реальной жизни могут служить целям человеческой деятельности, решать проблемы индивида.

Зиммель считает, что если разговор имеет предмет, то он уже не является общением, так как его целью служит нахождение истины. Это так же относится и к беседе, если она перетекает в серьезный спор. Спор и нахождение истины лишь в том случае могут оставаться общением, если они не содержат в себе серьезности. Отсюда можно сделать вывод, что для общения свойственна смена предмета дискуссии.

Общение между индивидами происходит не ради содержания беседы, а ради интереса.

Если перестать связывать общение с реальной жизнью, то оно перестанет быть игрой, а превратится в пустую схему, не имеющую ни чувств, ни интереса.

Общение для человека является неким перевалочным пунктом, на котором он может отдохнуть от серьезности жизни. При помощи общения индивид получает облегчение и освобождение.

Автор
ВЕЛИКА ІДЕЯ — платформа фінансування проектів через Спільнокошт / медіа соціальних інновацій

Зрозумілі поради, завдяки яким бізнес зможе вийти на краудфандинг, а значить залучити ресурси, підвищити впізнаваність свого бренду та зростити спроможність команди.

Соціальні інновації – це безперервна структуралізація і переструктуралізація тієї арени, на якій люди виконують ті чи інші дії, намагаючись знайти рішення проблем і завдань, що постають перед ними.