Большое, маленькое, ребристое, гладкое

Большое, маленькое, ребристое, гладкое

1327 12 хвилин хв. читання
8.11.2013
Сексуальные отношения и «извращения» в искусстве. Интервью с номинанткой на премию PinchukArtCenter Алиной Копицей

2 ноября в PinchukArtCenter открылась выставка двадцати самых выдающихся молодых украинских художников, претендующих на премию Пинчука. Среди них – Алина Копица, сперва ресайклинг-художница, постепенно перешедшая в исследование вопросов сексуальности, отношений и сексуальных извращений. БОЛЬШАЯ ИДЕЯ поговорила с Алиной о ее новом проекте и теме секса в публичном пространстве.

 

– Ты создала в рамках премии PinchukArtCenter работу, в которой посетители, надевая на себя силиконовые приспособления, должны друг друга ощупывать. Какую основную мысль ты хотела донести этим проектом?

– Это игра. На премию я предоставила проект, состоящий из работ, каждая из которых раскрывает одну и ту же тему, но с разных ракурсов. Сексуальность, свобода, взаимоотношения… В игре пары с закрытыми глазами, используя силиконовые игрушки, люди ощупывают друг друга, собираются в некую «абракадабру». Надеюсь, что посетители не будут стесняться. А вообще этот проект – немножко, наверное, про полиамурность.

Другой важный аспект в этом проекте – это способы коммуникации. 80 % информации мы получаем через зрение, но мало задумываемся о том, чего касаемся. Когда мы прорабатывали игру, то я просила людей описать то, что они трогают. Большое или маленькое, ребристое или гладкое – какое оно? Не хватает даже словесного аппарата, чтобы конкретно это описать. Интересно, какие слова будут подбирать люди. Уверена, что это будет сложно. Нужно обращать внимание на вещи с помощью прикосновений, эмоций. Когда я показываю, как действует игра, у всех смешок вырывается, это называется вспышкой юмора, поскольку нарушается некий запрет. Причем нарушается не в негативном ключе, а какой-то другой логикой, это позволяет изящно обходить табуированную тему.

– Но это еще и об информационном обществе, об общей зашумленности, поскольку мы имеем возможность много смотреть, общаться с людьми через гаджеты, но не имеем возможности к ним прикоснуться.

– Обнять как минимум, да.

image
image

– Ты сказала про полиамурность. Этот термин появился в информационном поле совсем недавно, стал активно использоваться. Что это для тебя?

– Полиамурность – это когда ты в своей жизни допускаешь больше одного любимого человека. Нет закрытости, герметичности пары. Ситуация, когда между вами есть взаимное уважение, честность. Кстати, в моей игре это не всегда может проявиться, поскольку в ней могут участвовать и случайные, не знакомые друг с другом люди – в этом случае важно суметь найти общий язык. То есть это еще и про командную работу.

– Уже вижу, как это будут использовать на тренингах личностного роста.

– Да, эти формочки вполне уже можно запускать в тираж.

– Полиамурность – это про секс или про отношения?

– Ну, больше про отношения. Ведь можно просто встречаться, тесно как-то общаться. Это про отношения с сексом и без секса, как-то так.

– А как это соотносится с полигамностью? Полигамный человек априори полиамурен? А моногамный?

– Кстати, да, интересный вопрос… Полиамурность – это скорее вид отношений, а полигамность – это что-то другое, твой настрой что ли, личностное качество, данное от природы. Можно быть полигамным, но жить в моногамных отношениях, насиловать себя.

– А есть еще такое понятие, как любовь ко всем.

– Это пансексуальность. Человек, который любит всех. И даже не просто всех, а всё. Любит деревья, любит камни, любит небо, любит мебель, дома… Любит мужчин, любит женщин… Это такой тантрический подход.

– На Гогольфесте ты рассказывала о разных видах извращений и отражении этой темы в искусстве. Почему ты решила вообще поднять эту тему и вывести в публичное пространство?

– Кстати, я тогда забыла сказать важную мысль, что я выбрала «открытый» набор извращений, то есть тех, которые люди могут обсуждать. По каждой из ситуаций – БДСМ, эксгибиционизм – есть форумы, где люди могут поделиться своим опытом, найти единомышленников или людей, которые может заняться с ним этим извращением. Это вид практик, которые той или иной мерой находятся «под табу», но для части общества это уже вовсе не так – они в этом живут и не чувствуют себя извращенцами. Есть действительно виды извращений, о которых я не упоминала. Я не говорила об одиночках, которые никак не могут рассказать о своих пристрастиях. Это педофилы, тупые маньяки, некрофилы... Все остальное кажется даже вполне приемлемым, потому что это происходит в рамках уголовного кодекса и с согласия обоих сторон.

– Те явления, которые ты описывала – они о тебе?

– Мне это интересно, но не скажу, что это прямо мое. Мне любопытно все понемножку, но чтобы я сильно в это углублялась…

– То есть для тебя это скорее исследование. А почему тебе эта тема так интересна?

– Это нарушение каких-то границ, расширение своего восприятия, опыта. В нарушении границ много юмора. Это то, о чем я говорила – ситуации, в которых действительно смешно, когда возникает вспышка юмора. Раскрепощение, освобождение, проявляющееся в сексуальности, начинает касаться других сфер жизни, человек становится менее зажат. Например, позиция «я гетеросексуален и моногамен» – это такая данность: я такой, потому что я должен таким быть, потому что так принято в обществе. Но ведь можно попробовать и узнать, что действительно твое, а что нет. Такое расширение позволяет потом не только в сфере сексуальности нарушать писаные нормативы, но и в других сферах. Зачем тебе работать на работе, которая тебе не нравится?

– Ты думаешь, такие табу еще остались в обществе?

– Да, конечно, это хоть еще и советская система общественных взглядов, но она до сих пор действует. А следующему поколению будет гораздо легче.

– Ты выносишь сферу запретного, вещей, которые считаются личными, в сферу публичного. Почему важно об этом говорить?

image
     
  Сексуальность - это освобождение, так почему не начать это освобождение с себя и с ближайшего окружения?   
     
image

Открытие выставки номинантов премии Pinchuk Art Center 2013. Фото – Евгений Чорный, Константин Стрелец

– Мне кажется, молодые художники об этом мало говорят. Но почему? Это же молодые люди, почему бы им не говорить о любви, о сексе, о каких-то личных переживаниях? Сексуальность – это освобождение, так почему не начать это освобождение с себя и с ближайшего окружения? Сексуальность ведь находит отражение и в других сферах.

– И ясно, что эта тема интересует не только маленькие сообщества, о которых ты говорила, но и большую часть общества, раз тебя приглашают на выставки и крупные премии.

– Зачем такая откровенность? А почему бы и нет? Мне действительно интересна связь сексуального с общественным, то, как одна сфера перетекает в другую, где пересекаются сексуальность и искусство, сексуальность и социальные активности.

– Ты знаешь, если встать на позицию консервативного большинства, то если мы говорим о каком-то явлении, считающимся запретным, разбиваем табу, то мы создаем прецедент и расширяем явление, делаем его более массовым. Ты считаешь это правильным?

– Да, если мы говорим о БДСМ, появляется больше желающих попробовать это… Кто-то попробовал – не понравилось, значит, не его. А кто-то другой нашел выход своей агрессии или жажде острых эмоций. И после этого агресия не вытекает в сферу социального, человек не срывается на подчиненных, он только в личной сфере раскрывает себя. Если некое «извращение» не является частью личности человека, то невозможно принудительно втянуть его в это. То же самое касается и гомосексуализма, – не станет больше гомосексуалистов, если говорить о гомосексуализме, просто те, кто по природе своей гомосексуален, станет чувствовать себя намного свободнее, чем раньше.

– Ну почему же. Гей-активистов как раз обвиняют в том, что они создали большое движение, и что из-за постоянного обсуждения этой темы появляется больше гомосексуалистов.

– Я в это не верю! Я думаю, что если у кого-то есть такие наклонности, кто чувствует себя именно так, тот просто станет более счастливым человеком. А если он будет продолжать себя насиловать, жить в ситуации, которая ему неприятна, которая не является его естеством, то зачем обществу еще один несчастный человек?

– Кстати, ты знаешь, в Москве есть большой клуб сексоголиков.

– А ты читала книгу Паланика «Удушье»?

– Нет, только «Бойцовский клуб».

– Так вот, в «Удушье» говорится среди прочего как раз о клубе сексоголиков, и главный герой пытается избавиться от этой своей зависимости. Возможно, после этой книги и стали появляться клубы сексоголиков, так же как после «Бойцовского клуба» –  бойцовские клубы. Но может и наоборот – Паланик описал уже действующие клубы. В любом случае, сексоголизм не есть хорошо. Когда что-то становится сильнее тебя, такая зависимость меняет жизнь в худшую сторону. Алкоголь, наркотики, компьютерные игры – такие же зависимости, как и сексоголизм. Наверное, стоит об этом говорить публично.

     
  Наверное, лет через 30 мы увидим огромнейшую толпу полураздетых людей, они выглядят сексуально и красиво, раскрепощенно. Они знакомятся друг с другом, никого не боятся и показывают, что вот они есть, они – общность  
     
image
image
image

Перформанс Томаша Золингера с участием Алины Копицы в Швейцарии. Фото Оксаны Парафенюк для biggggidea.com

– Если мы будем много говорить о полиамурности, о том, что это нормально, есть вероятность, что появится больше полиамурных пар?

– Понимаешь, просто многие полигамные люди делают вид, что они моногамны, женятся, но изменяют друг другу, врут друг другу, и в итоге становятся несчастными. А если они будут высказывать это, раскрываться, и договариваться о том, чтобы жить в полиамурных отношениях, то в их жизни как минимум станет меньше лжи. Просто всерьез запрещать себе встречаться с кем-то другим… Ведь все равно это случится. Человек слаб, человек смертен, и он хочет чего-то нового. Зачем разводиться, зачем делить имущество?

– Тебе не кажется, что этот процесс, который запустился после развала Советского союза, непосредственно влияет на общество, на изменение социальных ролей мужчины и женщины? Очевидно ведь, что личные отношения отражаются на общественных процессах.

– Ты знаешь, да. В 90-х был безумный сексуальный разгул, а сейчас он как-то так окультуривается. Но на самом деле мне в Киеве очень не хватает лав-парада.

– Как ты себе его представляешь?

– Он произойдет. Наверное, лет через 30 мы увидим огромнейшую толпу полураздетых людей, они выглядят сексуально и красиво, раскрепощенно. Они знакомятся друг с другом, никого не боятся и показывают, что вот они есть, они – общность.

– А зачем это показывать? Всегда интересует этот вопрос. Почему это важно показывать?

– Ну вот ситуация: человек работает в офисе, и никто не знает, что он гей или садомазохист, например, или свингер. А он вышел на парад, где коллеги могли бы его увидеть, поэтому не стоит скрывать своих наклонностей и не стоит бояться, что вдруг об этом кто-то узнает. Нет, конечно, не нужно говорить об этом всем постоянно, но нужно бороться со страхом, что об этом могут узнать.

– Во многих антиутопиях, посвященных тоталитарной государственной системе, люди не занимаются сексом ради удовольствия, потому что удовольствие в тоталитарном государстве, как и любовь, – это табу.

– Да, так было и в Советском союзе, оттуда и фраза, что секса там не было. Это потому что нужно было заниматься «нормальными делами» – работой, например. У такого общества есть цель: оно хочет полететь в космос и построить коммунизм, а для этого нужно задействовать все силы, так что индивидуальность не имеет значения. Сейчас это активно проявляется на Востоке. И есть общества, где важен индивидуум. Там нет большой цели, там общество работает на человека, поэтому сильнее развита сексуальность. Государство, в котором много свободы и раскрепощенности, расслабленно, и мне кажется, из-за этого оно становится слабее, и рано или поздно его атакуют общества, в которых действует более сильная и четкая иерархия, где мужчина всецело является господином, а во главе всего – государство и бог.

– То есть мы уже говорим о гибели западной цивилизации – раскрепощение сексуальности ведет, судя по всему, именно к этому.

– Украина, как и многие постсоветские страны, находятся на перепутье. Наше государство пока что – ни нашим, ни вашим. С одной стороны, не хватает свободы, а с другой – у нас столько этой свободы! Все зависит от того, с чем сравнивать и какую позицию занимать. 

Читайте также:

Хто боїться поліамурності?


Автор
writer journalist socialworker

Зрозумілі поради, завдяки яким бізнес зможе вийти на краудфандинг, а значить залучити ресурси, підвищити впізнаваність свого бренду та зростити спроможність команди.

Замість того, щоби пробувати захищатися від системи, руйнувати її, протестувати проти неї, давайте спробуємо будувати систему, інституції, довіряти, створювати стандарти, професіоналізуватися і обертати ці стандарти системи в бік людини, її гідності і прав.