Активист и анархист, живущий в Германии, рассуждает об отсутствии целей у Майдана и возможности ослаблять институты власти

Я достаточно давно живу в Германии – с 2002 года с некоторыми перерывами (один из которых был в украинской тюрьме), но не ощущаю себя «эмигрантом». Примерно четыре месяца из двенадцати я провожу в Киеве. Когда закончу учёбу, думаю, что соотношение станет 1:1. Или 1:1:1 – не хочу ограничиваться Украиной и Германией, меня привлекают и Израиль, и Испания, и Латинская Америка, мир вообще большой.

В политической жизни я на данном этапе наиболее активен в Украине (в рамках анархо-синдикалистского Автономного Союза Трудящихся), хотя и в Германии состою в FAU (Freie ArbeiterInnen Union) – организации со схожими принципами. Я совершенно не ощущаю себя «украинцем за рубежом» и держусь подальше от каких-либо диаспор или общин. Я вообще не ощущаю себя «украинцем», «русским» или «евреем», не являюсь и «европейцем». Я – принципиальный космополит. Государственные границы и языковые барьеры для меня – скорее уродство и недостаток, который следует преодолеть, чем предмет гордости.

Если бы я был в Украине – скорее всего, вышел бы на Майдан. Скоро вылетаю в Киев, как только университет отпустит, так что думаю ещё успеть наведаться. Но скорее буду внешним наблюдателем по отношению к Майдану, чем его частью. Немного симпатизирующим, немного скептическим, но точно чужим. Весь мой опыт участия в политических кампаниях говорит против отождествления себя с глобальными «общегражданскими» и «объединительными» движениями.

После 30 ноября подумал бросить занятия и рвануться в гущу событий, потом немного порефлексировал и понял, что в общем идейном хаосе мой вклад будет бесполезным. Я вполне готов и к риску, и к жертвам, но чтобы рисковать и жертвовать, мне нужна чёткая цель, которой я тут не вижу. Само по себе желание слиться в экстазе с ликующей толпой меня не прельщает. В конце концов, в мире есть множество толп, которые ближе мне в идейном плане, если захочу riot – можно поехать к товарищам в Грецию, Израиль или Испанию.

Признаюсь, я не смог найти в себе достаточно мотивации даже выйти на митинг под украинским посольством в Берлине, хоть находился неподалеку. Не представляю себе, какое внятное высказывание можно сделать на фоне сине-желтых флагов и ЕС-овской символики.

На меня оказала большое влияние европейская (в частности немецкая) анархистская политическая культура (в формирование которой, кстати, внесли важный вклад и украинские анархисты). Массовая протестная акция под государственными символами кажется мне какой-то дикостью и насмешкой над самой идеей протеста. Гимн для меня по определению не может быть революционной песней. Я не могу считать своим протест, со сцены которого откровенный нацист науськивает толпу избить профсоюзников – и толпа бьёт. На «моих» протестах всё происходит с точностью до наоборот.

В конце концов, флаг ЕС для меня – это флаг, под которым депортируются тысячи беженцев, это флаг закрытых границ, флаг, под которым людей делят на сорта в зависимости от страны происхождения. И мои немецкие, и мои украинские товарищи выходят на митинги под лозунгом «Ни наций, ни границ!», который мне гораздо роднее, чем смесь из патриотизма и преклонения перед Западом.

Единственные, для кого я вышел бы в Киеве (а некоторые мои товарищи уже выходят), – это люди, не испорченные идеологией, которых просто вытолкнул на улицы порыв протестной стихии. Сманивать многих из стада, как учил нас Заратустра, завоёвывать культурную гегемонию, как учил Грамши. Массовые выступления приходят и уходят, а люди остаются, и с ними нужно работать. Правда, удастся ли достучаться до них сейчас, когда всё вокруг глушится гимном, – спорный вопрос.

Для того чтобы протест был успешным, нужно, как это ни банально звучит, определиться с его целями. Прежде, чем стремиться к успеху, нужно понять, что такое успех в каждой конкретной ситуации. Вступление в ассоциацию с ЕС? Снятие Януковича с поста президента? Урезание полномочий президента? Получение кредита МВФ? Неполучение кредита МВФ? Разгон «Беркута»? Люстрация всех силовиков и судей? Национальная диктатура? Украинская империя от океана до океана? Социализм по скандинавскому образцу? Мировая анархо-коммунистическая революция? Поиск нового лидера нации? Избавление от всех лидеров и от самого понятия «нация»?

На Майдан выходит множество людей, но их объединяет лишь общий порыв, стихийное желание что-то изменить. Мне как анархисту приятно ощущать эту иррациональную энергию бунта. Но если начать анализировать, то мы увидим, что у них нет никакого единого вектора. Европа правозащитников и Европа ВО «Свобода» – это немного разные Европы, которые не пересекаются друг с другом.

Я могу много рассказывать о тактиках прямого действия (которое, вопреки устойчивому предрассудку, отнюдь не подразумевает насилие), но я не могу рекомендовать что-либо из них применительно к Майдану. Для того чтобы стихийная сила народного возмущения привела к настоящим переменам, она должна быть направленной. Пока что ни одно из доминирующих направлений (ни национализм, ни неолиберальный капитализм, ни их синтез) меня не прельщает.

Единственный возможный позитивный исход Майдана – максимальное ослабление власти, не только правящей клики, а власти как совокупности политических институций. Поэтому важно бить не столько по личностям, сколько по портфелям. Приоритетом должна быть не смена лиц, а структурные изменения. Власть рождает паразитов, а не наоборот. Но это всё относительно общие слова. Ослабление центральной власти, если оно не сопряжено с построением альтернативных институтов – это отнюдь не панацея, все мы знаем печальный пример Сомали. А прежде чем строить эти институты, нужно разобраться с фундаментом. И я бы не хотел, чтобы им были «национальные» и «традиционные» ценности. Активные носители других ценностей в последнее время выкидываются с Майдана насильственно.

Сегодня украинское гражданское общество колеблется между «реальной политикой» (то есть игрой по заданным свыше правилам, выбором между Тягныбоком, Кличко и Яценюком) и «аполитичностью» (давайте устроим веселый карнавал с креативными лозунгами и каламбурами, а ещё станцуем, и режим падет, главное весело, позитивно и без провокаций!). На самом деле ни то, ни другое не является выбором.

Перспективно то, что люди вышли на улицу. Этот факт, в отрыве от всех остальных, безмерно радует. Удручает то, что люди вышли на улицу ради абстракции, смысла которой они не понимают (кто читал договор об ассоциации с ЕС и кто понимает его реальный смысл?). Удручает то, что они считают возможным терпеть рядом с собой ультраправых. Удручает то, что многие верят в «лидера» и ждут его как Мессию.

Возможный хороший исход Майдана – ослабление институтов власти, как я уже писал выше. Опыт скоординированных совместных действий, возможность использовать приобретенные навыки в более конкретных выступлениях за права и свободы. Возможный плохой исход – закручивание гаек, разочарование, апатия, усиление нацистов. И этот сценарий реален как в случае поражения, так и в случае условной победы Майдана. Классик синдикализма Рудольф Рокер писал: «Контрреволюция всегда начинается там, где революция вырождается в борьбу за власть между партиями, которая заканчивается тем, что самая бессовестная из них, для которой жестокое насилие служит единственным ценностным мерилом жизни, остаётся единоличным представителем «абсолютизма особого рода» и ликвидирует остальные партии одну за другой».

 

Зрозумілі поради, завдяки яким бізнес зможе вийти на краудфандинг, а значить залучити ресурси, підвищити впізнаваність свого бренду та зростити спроможність команди.

Важно ребенку дать возможность оказаться в роли эксперта – это станет самым верным лечением от огорчения не быть выбранным.