«Очень важная составляющая контроля знаний – геймификация процесса обучения»

Тринадцать лет назад Иван Шихат-Саркисов работал шахтером в городе Димитрове, но параллельно интересовался компьютерами. Он помогал коллегам выбирать модели и осваивать машины. Спустя несколько лет он нашел себя в сфере IT-образования – работал завучем и преподавателем в одном из коммерческих учебных заведений Донецка. Учениками Ивана были люди от 5 до 75 лет. В донецкой школе № 61 Иван организовал курс по программированию для подростков, а затем решил запустить клуб по робототехнике. Средства на работу последнего преподаватель искал с помощью краудфандинга в соцсетях.

На Спильнокоште Иван Шихат-Саркисов поддержал три проекта. 

– Чем вас изначально привлекла идея коллективного финансирования? Расскажите об опыте сбора средств через социальные сети для организованного вами клуба робототехники для школьников.

Последние десять лет моей работы непосредственно связаны с обучением детей IT-технологиям. Это и использование компьютеров на базе Windows и Mac OS, и компьютерная графика, и создание сайтов, и основы программирования.

10 декабря прошлого года в моей голове практически молниеносно сформировалась идея создать клуб по робототехнике, который мог бы посещать любой желающий школьник без вопроса родителей: «Сколько платить?». Но программируемые роботы LEGO далеко не самые дешевые – стоимость комплекта колеблется на уровне $500. Однако желание запустить такой практически благотворительный проект подогревалось тем, что в донецком лицее информационных технологий уже имелось помещение для занятий такого клуба, а его директор активно поддерживал расширение спектра бесплатных образовательных возможностей для своих учеников.

Я посчитал, что для старта клуба достаточно закупить несколько наборов конструктора Mindstorms EV3 и набор ресурсов, позволяющий расширить возможности конструирования собственных моделей. Цена вопроса – $1250. Первым решением было размещение информации на сайте «Велика Ідея». Но на модерацию предложенного проекта создатели сайта закладывали срок до двух недель. А мне очень хотелось успеть сделать «подарок» школьникам до Нового года. Поэтому я решил действовать по другой схеме. На Facebook я создал страничку будущего клуба, описал его идею и цель. Следующий шаг – личное общение со всеми знакомыми и друзьями, имеющими отношение к сфере IT-технологий.

Сказать, что я был приятно удивлен положительной реакцией моих друзей, давних знакомых и тем более людей, которые знают меня только по соцсетям, – это ничего не сказать. Меньше чем за двое суток общая сумма собранных средств составила 25% от необходимой, а 15 декабря в наличии было уже 7 тысяч гривен. Кто-то вложил 20 гривен, кто-то – 300. Те, кто не смог помочь финансово, организовали информационную поддержку в своих блогах. Уже 16 декабря был получен первый комплект Mindstorms EV3 и набор дополнительных ресурсов для конструирования. А 18 декабря эти подарки были презентованы группам, которые изучают визуальное программирование.

– Вы поддержали через Спильнокошт три проекта: «BABYLON'13», «Відродимо футбол на Прикарпатті», «Черкаський хор студентів їде до Італії». Почему вы выбрали именно эти проекты?

– Историю в школе и вузе я изучал, будучи жителем разных государств: до 1991 года – СССР, после – Украины. Мне, к сожалению, знаком термин «переписали историю». А в проекте «BABYLON'13» была документальная съемка, возможность зафиксировать всё «как есть». Думаю, лишь маленький процент граждан нашей страны не понимал значимости всего происходящего. Недавно я написал в своем твиттере такую мысль: «Было бы интересно читать учебник истории, в котором указывалось бы, как тот или иной факт трактовали в нескольких более ранних периодах».

Что касается проекта «Відродимо футбол на Прикарпатті»… С десятилетнего возраста я играл в футбол с ребятами в своем родном Димитрове, регулярно посещал местные футбольные матчи, тщательно на протяжении многих лет вел записи и составлял бумажную базу данных о турнирах, футболистах, клубах… Моя первая футбольная статистика – это Евро 1988 года, один из самых удачных для сборной Союза, и он же последний – в 92-м была уже сборная СНГ. Футбол – это эмоции, сильные эмоции, которыми в той или иной степени пропитаны 25 из 36 лет моей жизни.

     
  Было бы интересно читать учебник истории, в котором указывалось бы, как тот или иной факт трактовали в нескольких более ранних периодах  
     

Третий поддержанный проект – «Черкаський хор студентів їде до Італії». Что больше всего запоминают студенты за период своего студенчества? На мой взгляд, единичные, но самые яркие события – что-то необычное, чего, возможно, не было ни у одного другого курса, группы. Из 17 лет своей трудовой деятельности 10 я работаю с учениками и студентами различных учебных заведений. Поэтому первая мысль – поддержать студенческую деятельность. И, конечно же, стремление внести свою лепту в исполнение желаний коллектива: «Колектив прагне популяризувати українську культуру, ділитися зі світом українським колоритом і красою пісні. Показати, що Україна – це сильна держава зі своєю історією і особливою енергетикою». 

– Есть ли у вас свои идеи для Спильнокошта?

Да, конечно. В первую очередь это желание расширить возможности RoboClub в Донецке и масштабировать такой формат на другие регионы страны. Кроме этого, есть еще идеи для сферы образования, которые находятся на стадии обсуждения с единомышленниками. 

– Расскажите о курсах робототехники и программирования для детей, которые вы ведете в Донецке. Почему именно робототехника? Какие навыки выносят школьники с занятий? Есть ли сегодня, на ваш взгляд, общественный запрос на робототехнику? 

В этом направлении я работаю с целью приобщить детей к инженерно-техническому творчеству, поддержать их стремления к моделированию окружающего мира.

«Робототехника и основы программирования» – курс, во время изучения которого ребята от 6 до 15 лет получают возможность весело обучаться проектированию, конструированию и программированию роботов. Дети изучают основы программирования посредством создания программ для автономной работы роботов, настройки датчиков, которыми он оборудован.

Робототехнические комплексы популярны во всем мире в области образования как современные высокотехнологичные исследовательские инструменты. Их использование в различных учебных заведениях позволяет реализовывать концепцию «обучения на проектах». Применение робототехнических комплексов в инженерном образовании даёт возможность отрабатывать профессиональные навыки сразу по нескольким смежным дисциплинам: механика, теория управления, схемотехника, программирование, теория информации. Студенты уже в процессе профильной подготовки сталкиваются с необходимостью решать реальные практические задачи. 

– Я читал, что вы также занимаетесь внедрением онлайн-систем для обучения и контроля учебного процесса. Можете рассказать об этой деятельности? Какие проекты уже осуществлены?

– Есть такой опыт. С 2009 года я успешно экспериментирую с созданием онлайн-ресурсов для собственных учеников и учебных групп. На данный момент я работаю с бесплатной образовательной платформой Apple iTunes U. В этом огромном каталоге опубликованы два моих периодически обновляемых курса: «Инфографика по-русски» и «Робототехника. Основы». На первый подписано уже более 1600 пользователей, второй взял «высоту» в 500 подписчиков.

Есть ли у вас ответе на вопрос, как сделать образовательные онлайн-платформы привлекательными и способными удержать внимание учеников?

– В первую очередь в онлайн-платформах пользователей привлекает актуальность и уникальность контента. Так, постоянно растущее количество подписчиков моего курса об инфографике подтверждает правильность выбора темы и доказывает мнение, что это популярная и развивающаяся предметная сфера, для которой практически не существует более-менее подробного и полного «учебника» ни на украинском, ни на русском языках.

Очень важна составляющая контроля знаний, запущенная под соусом геймификации процесса обучения. Например, в iTunes U в принципе не существует внутреннего инструмента контроля знаний. Есть только интерактивные вопросы для повторения внутри мультимедийных учебников iBooksAuthor, которые не дают никакого фидбека преподавателю курса. Сейчас я как раз нашел решение для этого вопроса на стороннем ресурсе, и скоро в моих курсах появится контроль знаний, за который можно будет получить оценки. 

– Что вас сейчас больше всего волнует в общественной жизни: в Донецке, Украине, мире? 

– По состоянию на начало июля это очень больная тема. Нестабильность не позволяет четко планировать развитие проектов и ухудшает возможности коммуникации с горожанами. Планы приходится строить с пониманием того, что в любой момент всё, возможно, придется отменить. Всё, что возможно, переведено в онлайн-режим. Так, например, дважды отмененный фестиваль технического творчества для детей города пришлось запустить в онлайне. С другой стороны, это позволило выйти на всеукраинский масштаб – уже есть конкурсанты из Киева, Харькова, Винницы и Донецка.

Зрозумілі поради, завдяки яким бізнес зможе вийти на краудфандинг, а значить залучити ресурси, підвищити впізнаваність свого бренду та зростити спроможність команди.

Міфологічні персонажі можуть бути переможені лише іншими міфологічними персонажами.