Итак, у вас уже есть бомбовая идея и сплоченная боевая команда. Вы уже разделили доли проекта и чувствуете себя без двух минут миллионерами. Но пора окунуться в пучину совместной разработки. Теперь ваши фантазии столкнутся с реальностью, потому что ваш первый прототип будет далеко не идеален и совсем не похож на конечный продукт. Но он и не обязан быть идеальным.
Альфа-версия
Альфа-версия – это ваш первый прототип. Вы должны определиться с главной идеей проекта и сделать так, чтобы пользователю было максимально легко с первых секунд понять эту идею и воспользоваться вашим сервисом. Идея должна быть всего одна. Начните с одной фичи и выстойте вокруг нее весь проект.
Представьте себя пользователем своего сервиса. Обсуждайте и критикуйте. В первую очередь сделайте ваш сервис удобным и понятным для себя. Делайте наброски, обменивайтесь идеями и упрощайте сложное. Используйте методы дорожных и смысловых карт. Только когда все станет просто как дважды два, сделайте макет и протестируйте его. Но не затягивайте. Сделайте это в максимально краткие сроки.
Не спорьте о дизайне. Не ведите войны по поводу любимых цветов и оттенков, скошенных и закругленных углов, логотипов, названий. Вы еще миллион раз поменяете дизайн и сто раз перессоритесь, договариваясь о компромиссном варианте, а на следующий день возникнет новая дизайнерская идея, которая все перевернет. Не тратьте время на дизайн – думайте только о юзабилити. Сделайте удобный статичный html-прототип. Протестируйте его. И переходите к следующему этапу – к созданию бета-версии.
Михаил Пайсон, программист, технический ПМ в «Яндекс» | |
Для того чтобы сделать хороший продукт, надо видеть его глазами пользователей. Нужно знать пользователей в лицо, понимать, что им надо, и видеть их проблемы. Причём так, чтобы пользователи стали частью вас, частью вашего продукта, частью каждой фичи и каждого принимаемого решения. И тогда ваш продукт будет полезным, удобным и востребованным. А значит – успешным. |
Технологическая дорожная карта (Roadmap) – краткосрочный или долгосрочный план выпуска производителем какого-либо продукта. Технологическая дорожная карта может содержать средства, подходы или пути, необходимые для достижения поставленных целей.
Смысловая карта, известная также как интеллект-карта, карта мыслей (Mind map) – способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия.
MindMeister – инструмент для совместной работы, с помощью которого вы можете поделиться интеллект-картой, пригласив людей по электронной почте или послав им специальную ссылку на карту.
Twitter Bootstrap – свободный набор инструментов для создания сайтов и веб-приложений. Включает в себя HTML- и CSS-шаблоны оформления для типографики, веб-форм, кнопок, меток, блоков навигации и прочих компонентов веб-интерфейсов, включая JavaScript-расширения.
Floobits позволяет использовать свой любимый редактор для совместной работы над кодом в реальном времени.
Закрытое бета-тестирование
Теперь приступайте к оживлению своего статического первенца. Вдохните в него жизнь. Он должен заработать, пускай со сбоями и криво. На этом этапе ваша основная задача – сделать его понятным и удобным для пользователя. Вам нужна команда тестеров. Они у вас уже есть, даже если они об этом и не подозревают: это ваши друзья, коллеги, родственники.
Очень важно узнать, что же на самом деле необходимо пользователю. Может случиться так, что ваша главная идея окажется совершенно невостребованной. В то же время пользователи намекнут вам о своих потребностях в предложенной сфере. В таком случае не пытайтесь их убедить в полезности вашей идеи. Идите за пользователем, потакайте ему. Превратитесь в джинна из бутылки, и пользователь полюбит вас. А если вы заслужите любовь, вы достигнете успеха.
Стив Бланк, создатель концепции развития потребителей, серийный предприниматель | |
Для проверки своих гипотез бережливые стартапы применяют подход «выходи за пределы офиса», называемый методом развития клиента. Они выходят и просят своих потенциальных пользователей, покупателей и партнеров дать фидбэк относительно всех элементов бизнес-модели, включая характеристики продукта, ценовую политику, каналы сбыта и доступные стратегии по привлечению потребителей. Упор делается на смекалку и скорость: новые предприятия быстро создают минимальные жизнеспособные продукты и сразу же собирают фидбэк потребителей. Затем, учитывая замечания, они начинают цикл заново, тестируя измененный вариант и делая небольшие корректировки (итерации) либо более значимые (поворотные) корректировки к тем идеям, которые не работают. |
Сервисы для создания опросов и форм обратной связи: typeform.com / simpoll.ru / rupoll.com / webanketa.com
Системы управления содержимым сайта с открытым исходным кодом. Сфера применения – от блогов до достаточно сложных новостных ресурсов и интернет-магазинов: wordpress.com / joomla.org / drupal.org
Публичное бета-тестирование
Теперь очень важный момент. Ответьте себе на вопрос: «Нужен ли ваш стартап людям?». Узнайте у своих пользователей мнение на этот счет. Они должны трезво вас оценить и дать вам взвешенный ответ. Если да, то открывайтесь публике. Не страдайте «ползучим улучшизмом» – не стремитесь все вылизать и довести до совершенства. Добейтесь лишь стабильной работы сервиса – и открывайтесь.
Теперь, когда вы убедились в необходимости вашего стартапа для людей, можете вкладывать деньги в этот проект. Продолжайте работать на своего пользователя, геймифицируйте ваш сервис, уделите внимание масштабируемости. И продолжайте советоваться со своим пользователем. Не добавляйте возможности, в которых еще не возникло нужды. Все новое прежде тестируйте в закрытой среде своих избранных тестеров, и лишь потом открывайте это для всех.
Пол Грэм, один из основателей ycombinator.com | |
Иногда мы советуем основателям B2B-стартапов доводить внимание к клиентам до крайности: выбрать одного пользователя и действовать так, будто они консультанты, создающие что-то только для него одного. Первый пользователь служит формой для отлива – продолжайте ее корректировать, пока не будете идеально соответствовать его потребностям. Так обычно можно получить то, чем захотят воспользоваться другие пользователи. Если вы можете найти одного пользователя, которому действительно что-то нужно, и будете работать над удовлетворением этой потребности, вы будете работать над тем, что нужно людям. Именно это изначально должен делать стартап. |
Геймификация (gamification) – применение в программных инструментах подходов, характерных для компьютерных игр, с целью привлечения пользователей и потребителей, повышения их вовлечённости.
Масштабируемость (scalability) – способность системы, сети или процесса справляться с увеличением рабочей нагрузки (увеличивать свою производительность) при добавлении ресурсов (обычно аппаратных).
Обзоры хостингов: hosting101.ru
Онлайн-сервисы массовых email-рассылок: smartresponder.ru / epochta.com.ua / esputnik.com.ua / unisender.com